Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

РБК

Тема номера — Госкомпании и технологии

Кино на рельсах

Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

Вместе с Wi-Fi в поезда РЖД приходит новый вид услуг: пассажиры могут смотреть кино в пути. Новый сервис запустили оператор «РДЛ-Телеком» и онлайн-кинотеатр Okko. Но проект рискует не выйти из пилотной стадии

Текст: Елизавета Архангельская

В 2014 году «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК) решила обеспечить пассажиров поездов сетью Wi-Fi. На статус партнера ФПК претендовали несколько компаний, но участником пилотного проекта стала одна фирма  — «РДЛ-Телеком», созданная за два-три месяца до этого. Сейчас, по словам представителя РЖД, Wi-Fi в поездах в режиме коммерческой эксплуатации обеспечивает только «РДЛ-Телеком».

Компанию-оператора создал Владимир Литошенко вместе с партнерами, чьи имена он раскрывать отказался. Сам Литошенко ранее работал с фирмами, которые являются контрагентами РЖД, следует из информации в базе «СПАРК-Интерфакс» (подробнее см. врез). Изначально «РДЛ-Телеком» планировал оборудовать сетями Wi-Fi все фирменные поезда РЖД — более 200 составов, но пока ограничился 32: для оставшихся госкомпания хочет закупать оборудование самостоятельно.

Помимо платежей за доступ в интернет в поездах решили зарабатывать на показе фильмов. Первого контрагента среди онлайн-кинотеатров нашли сразу (его название Литошенко не раскрывает), но проект провалился: в каталоге фильмов не было блокбастеров, а это «решающий фактор для клиентов», считает Литошенко.

«Преимущество поезда перед другими видами транспорта в том, что человек в среднем находится в нем сутки без доступа к внешнему миру. Либо в интернете посидеть, либо посмотреть фильмы — что еще делать?» — объясняет Литошенко выбор бизнес-модели.

В конце 2015 года «РДЛ-Телеком» начал переговоры с онлайн-кинотеатром Okko, инвесторами которого являются основатели Yota Devices Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. К разработке софта для партнерского проекта Okko приступил в начале 2016 года, на это ушло 2,5  месяца.

«РДЛ-Телеком» со своей стороны прокладывает в поездах кабели, устанавливает Wi-Fi-точки и оборудование от шведского производителя IComera, которое выполняет функции сервера (для хранения фильмов) и роутера (подключается к сетям сотовых операторов через антенны на крыше поезда). Также оператор управляет порталом, на который попадают пользователи Wi-Fi. В середине года партнеры запустили пилотный проект на 27 поездах, в основном фирменных, например «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, скоро к ним добавятся еще три состава.

48 часов

Сервис позволяет пассажирам смотреть фильмы из медиатеки Okko на ноутбуке, планшете или смартфоне. Пользователю доступны около 100 картин (всего в коллекции кинотеатра более 5  тыс. фильмов и сериалов) — число ограничено мощностью находящихся в поездах серверов, которые загружают контент и «ездят» вместе со зрителями.

Выбрать фильм пользователи могут на стартовой странице при открытии браузера. Стоимость единицы контента — от 79 руб. до  250  руб., расплатиться онлайн можно с  помощью банковской карты, сервиса «Яндекс. Деньги» или со счета телефона. После оплаты фильм доступен в течение 48 часов, но только в поезде.

Подключение к интернету для киносеанса не нужно, смотреть кино онлайн все равно невозможно, объясняет технический директор онлайн-кинотеатра Игорь Соколов. «Это поезд, он все время движется. Особенно если едешь где-то в области, низкий уровень сигнала не обеспечит загрузки фильма», — говорит Соколов. Отдельных инвестиций проект не потребовал — им занимались штатные разработчики, добавляет гендиректор Okko Иван Гродецкий.

«Не бизнес-кейс»

Сейчас покупок «десятки в месяц» из-за малого числа подключенных поездов, говорит Гродецкий. Партнеры делят доходы между собой, но не раскрывают пропорцию распределения средств. Число пользователей и доход Okko Гродецкий также не раскрывает. Всего в сервисе зарегистрировано 5,5 млн устройств. Общая выручка за 2015  год, по оценке J’Son & Partners Consulting, составила 645 млн руб. — в  Okko называют эту цифру «близкой к реальной». В сети «РДЛ-Телеком» в  среднем проходит 300 платежей в  день, из них около 5% — за фильмы, остальное — за доступ в  интернет, говорит Литошенко (выручка оператора за 2014 год составила 5,3  млн  руб. при убытке в 5 млн  руб., по данным «СПАРК-Интерфакс»).

Однако Литошенко уверен: контент должен приносить компании не 5%, а  40–50%, что возможно только при увеличении числа поездов. Городецкий считает, что потенциал проекта — 240–270 поездов с пассажиропотоком около 21 млн человек в год: «Из всех пассажиров 20% увидят сервис, 10%  делают покупку».

В ближайшее время доля сервиса в выручке Okko вряд ли превысит 1%, считает директор департамента ТВ и медиаконтента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. «У онлайн-кинотеатра есть контент и необходимость продать его через максимальное количество каналов. Это один из них», — говорит эксперт.

Когда закончится пилотная стадия и начнется ли основная, партнеры не решили. Определяющий фактор  — число поездов, в которых будет работать «РДЛ-Телеком». Если в проекте останется 27 составов, Okko он будет мало интересен — «это не бизнес-кейс», предупреждает Гродецкий. С  ним согласен Литошенко: «Мы не для этого строили компанию».

У тандема «РДЛ-Телеком» и Okko есть конкуренты: примерно в те же сроки в поезде Москва — Адлер был запущен совместный проект оператора «ТрансТелеком» и онлайн-кинотеатра Tvzavr. Партнеры создали портал с фильмами, сериалами и информацией о маршруте поезда. Разработкой платформы занимался Tvzavr, потратив $1,5 млн, рассказала представитель компании Олеся Теплова. С мая по август 2016 года доступ к контенту был бесплатным, а с осени Tvzavr занялся монетизацией. «В стоимость будет включаться в  цену билета на поезд, а цена на фильмы библиотеки начинается от 49 руб.», — отметила Теплова.

Оператор с железнодорожным прошлым

«РДЛ-Телеком» на 100% принадлежит Петру Литошенко, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». До марта 2016 года оператором владела «Ава-Инвест», которая в равных долях принадлежит Владимиру Литошенко (брат Петра), Андрею Дудко и Альберту Ротфусу, а ее гендиректором является Алексей Орлов. Партнеры Литошенко участвовали в проектах, связанных с РЖД. Например, Ротфус владеет 100% ТД «Владимир», который в 2012–2016 годах получил от РЖД заказы на поставку IT-услуг на общую сумму 644 млн руб. Орлов владеет 75% «ТрансРесторанСервис «Ласточка», которая обслуживает поезда «Ласточка». Сам Литошенко раньше был коммерческим директором «Аксиома Групп» (до февраля 2016-го принадлежала Ротфусу). Ключевыми заказчиками эта IT-компания называет РЖД и ее «дочек»: в 2013–2016 годах «Аксиома» заключила с ФПК контракты на общую сумму 141 млн руб. Ранее 50% акций «Аксиомы» владела «Транссервисгрупп» — крупный подрядчик РЖД.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мощность у нас есть Мощность у нас есть

О стратегии компании «Технониколь» в 2018 году

Эксперт
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Лучший производитель великих дел Лучший производитель великих дел

Бурхард Кристоф Миних был настоящим русским патриотом и храбрым воякой

Дилетант
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Открыть в приложении