Режиссер Кира Коваленко — о том, как снимать кино на языке, которого не знаешь

ForbesРепортаж

«Разжимая кулаки»: режиссер Кира Коваленко о победе в Каннах, Балагове и Сокурове

Софья Бронтвейн

Режиссер Кира Коваленко получила в 2021 году вторую по значимости награду Каннского кинофестиваля — гран-при конкурса «Особый взгляд». Forbes Woman поговорил с ней о создании ее фильма «Разжимая кулаки» — о том, как снимать кино на языке, которого не знаешь, как работать с непрофессиональными актерами и о чем может рассказать город, в котором время остановилось.

Кира Коваленко — режиссер и выпускница экспериментальной мастерской Александра Сокурова. Свой первый полнометражный фильм «Софичка» она представила в 2016 году. В 2021-м на Каннском кинофестивале состоялась премьера второй работы Коваленко — «Разжимая кулаки». Главная героиня Ада нуждается в медицинской операции, но сильно опекающий ее отец не хочет, чтобы дочь получила лечение. Фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд», а Кира Коваленко стала первым режиссером-женщиной, получившей награду во второй по значимости программе в Каннах.

— «Разжимая кулаки» — это история девушки Ады из небольшого шахтерского города Мизура в Северной Осетии. Как появилась идея создать фильм о ней и как появилась эта героиня?

— Идея появилась очень давно — мы писали этот сценарий еще в 2018 году. Родилась она из фразы Уильяма Фолкнера о том, что немногие могут выдержать рабство, но никто не способен выдержать свободу. Мне это очень близко. Я с этой мыслью жила какое-то время.

Затем, когда появляется идея, я обычно ищу место, в котором будет развиваться действие. Это происходит даже раньше, чем я пишу историю. Потому что от места очень многое зависит. И вот я нашла этот город, вернее, поселок городского типа в горах — Мизур. Поняла, что да, это мое место, это мой пейзаж. Сам по себе Мизур может сказать очень о многом. Этот город может быть самостоятельным героем фильма, в нем самом много смыслов.

И только потом, когда я определилась с местом, мы начали писать историю. Причем многие сцены исходили из того, что я видела в этом городке. И все это постепенно развивалось.

— Как вы нашли этот город? Вы ездили целенаправленно по Северной Осетии, искали место?

— Нет, но когда-то была в этих местах. Я об этом вспомнила и захотела посмотреть, как выглядит этот город, который я проезжала несколько раз в жизни. Нашла Мизур в интернете. И подумала, что надо попробовать туда поехать и понять, оно или не оно, мое или нет.

— Вы родились в Нальчике, но какое-то время жили в Северной Осетии?

— Да, я родилась в Нальчике. В Осетии никогда не жила, у меня просто двоюродные братья и одна сестра наполовину осетины. Мы вместе росли. Я наблюдала за их характерами, как они развивались. Я думаю, что это во многом мне помогло продумать героев.

— Почему вы решили тогда снять фильм именно про Осетию, не про Кабардино-Балкарию, например?

— Фильм начался с города, который находится в Северной Осетии, и обстоятельства жизни героев многое диктуют. И я всегда хотела рассказать об этом регионе, потому что у меня есть братья и сестра отсюда.

— Как вы пришли к идее, что главным героем фильма будет девушка?

— Это произошло случайно, в этом нет какого-то умысла. Я изначально писала немного другую историю, которая не осуществилась. Героями в ней были три брата и отец. Я очень долго работала с этими тремя мужскими характерами. Мне казалось, что я что-то не дорабатываю, что мне гораздо сложнее прописать мужской характер, чем женский. Я не понимала, как мне сделать мужских персонажей такими же интересными и сложными. Я подумала: «Хорошо, сейчас попробую сделать главной героиней девочку, проверю себя и потом вернусь к теме интересного мужского персонажа». Можно сказать, я заново написала сценарий.

— Герои в фильме говорят на осетинском языке. Выйдет ли картина в широкий прокат с русскоязычном дубляжем?

— Насколько я знаю, фильм выходит на осетинском с субтитрами. Мне это кажется очень важным. Потому что звучание языка очень сильно влияет на восприятие кино. Это касается не только моего творчества. Я вообще все фильмы люблю смотреть в оригинале. Язык очень многое говорит о характере персонажей, он добавляет органики, проявляет психофизику героя. И в моем случае это однозначно, я считаю, правильное решение — оставлять фильм на осетинском языке.

— Вы знаете осетинский язык?

— Нет, я не знаю осетинский.

— Как же вы тогда работали над фильмом?

— Я никогда не снимала кино на языке, который знаю, начиная с короткометражек во время обучения. Поэтому сперва я пишу сценарий на русском. Потом мы очень долго и тщательно ищем переводчика. Он помогает максимально точно перевести реплики на разговорный язык. Чтобы все звучало именно так, как я пишу.

После этого мы начинаем репетировать с актерами. Я смотрю, насколько органично они произносят реплики. И если нужно, мы меняем сценарий. Смысл оставляем, но работаем над тем, чтобы было правдоподобно — как в жизни. С каждым актером всегда идет своя работа — например, с главной героиней мы очень долго прорабатывали интонацию.

После обсуждения с актерами и репетиций я просто слушаю, что они говорят, и язык уже воспринимаю музыкально. О чем они говорят, я и так знаю, поэтому смотрю на то, как это звучит и насколько это достоверно эмоционально. Эмоция на любом языке чувствуется одинаково.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

— В «Разжимая кулаки» только два профессиональных актера — Милана Агузарова (главная героиня Ада) и Алик Караев (отец Ады). Как вы решали, кто исполнит роли остальных персонажей?

— И профессиональных, и непрофессиональных актеров я выбирала абсолютно одинаково. Не было никаких так называемых проб. Я понимала, что с каждым актером мне в любом случае нужно будет выстраивать свою систему работы с материалом. Мне присылали фотографии и видео ребят без актерского опыта, которые могли бы сыграть в фильме, чтобы я понимала, как они выглядят и как говорят, — ездила девушка по Осетии и просто снимала очень много людей. Поэтому еще до приезда в Мизур я заранее узнала всех ребят. Мне оставалось поговорить с ними, пригласить их на съемки, понять, смогут ли они мне довериться. И на самом деле это не они пробовались на роли. Это мне нужно было уговаривать их родителей согласиться на участие. Потому что для них это непривычно, это чужая жизнь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алена Швец Алена Швец

Алена Швец: я точно такая же, как моя условная ровесница сто лет назад

Собака.ru
Слишком свободная женщина Востока: как певица Liraz разозлила иранские спецслужбы Слишком свободная женщина Востока: как певица Liraz разозлила иранские спецслужбы

Как певица Liraz по-шпионски записала альбом с иранскими музыкантами

Forbes
Петровский домик Петровский домик

Александр Петров очень ценит атрибуты загородной жизни

AD
Макаронам нужен твердый злак Макаронам нужен твердый злак

Производители макарон просят запретить экспорт твердой пшеницы

Эксперт
Навраться на неприятности Навраться на неприятности

Алексей Йесод – о том, как бороться с фейковыми новостями в эпоху лучей смерти

Esquire
Онкология и отношения в паре: как сохранить любовь, близость и секс Онкология и отношения в паре: как сохранить любовь, близость и секс

Онкологическое заболевание члена семьи всерьез меняет жизнь всех остальных

Psychologies
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом

Высказывания современников Толстого — о писателе, его работе и значении для мира

Esquire
«И тут с него упали штаны»: 20 историй о неудачных свиданиях «И тут с него упали штаны»: 20 историй о неудачных свиданиях

Истории самых эпичных фейлов, которые могли произойти на свидании

Cosmopolitan
Худой мир Худой мир

История Алены, которая стала моделью в 15 лет и до сих пор борется с РПП

Cosmopolitan
Что посмотреть и попробовать во Владивостоке. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать во Владивостоке. Гид «РБК Стиль»

Владивосток: увидеть маяки и мосты, выйти в Японское море и попробовать гребешка

РБК
Как отметить годовщину свадьбы, чтобы она запомнилась: 11 нескучных идей Как отметить годовщину свадьбы, чтобы она запомнилась: 11 нескучных идей

Чем можно заняться вместе с возлюбленной в годовщину ваших отношений

Playboy
Британский авианосец Queen Elisabeth: королева глобальной политики Британский авианосец Queen Elisabeth: королева глобальной политики

Авианосец Queen Elisabeth — самый большой в британской истории боевой корабль

Популярная механика
Кадры решают Кадры решают

Кинообразы, изменившие мужской стиль

Men’s Health
Редкие автомобильные эмблемы, которые ты часто видишь, но не можешь определить Редкие автомобильные эмблемы, которые ты часто видишь, но не можешь определить

Стань гуру карспоттинга!

Maxim
Воздушный шар на ниточке и краб-йети: посмотрите на самых пугающих существ, живущих на дне океана Воздушный шар на ниточке и краб-йети: посмотрите на самых пугающих существ, живущих на дне океана

Новые виды животных, поражающие воображение

ТехИнсайдер
Стоп-менеджер Стоп-менеджер

Почему тебя до сих пор не повышают? Есть пять вероятных причин

Cosmopolitan
Учимся работать с цветом в образе: 11 ярких сочетаний, которые стоит попробовать Учимся работать с цветом в образе: 11 ярких сочетаний, которые стоит попробовать

Грамотно подобранные цвета могут кардинально изменить образ

Cosmopolitan
Ссоры с мамой, своя модная коллекция: малоизвестные факты о Надежде Михалковой Ссоры с мамой, своя модная коллекция: малоизвестные факты о Надежде Михалковой

10 интересных фактов о Надежде Михалковой

Cosmopolitan
Конца света не было, зато были шальные деньги, рост ИТ и появился «индийский аутсорс»: история «ошибки 2000» Конца света не было, зато были шальные деньги, рост ИТ и появился «индийский аутсорс»: история «ошибки 2000»

История «ошибки 2000». Как мир боялся наступления 1 января 2000 года

VC.RU
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Семейный бюджет: раздельный или общий? Семейный бюджет: раздельный или общий?

Чем отличаются виды бюджета и как могут повлиять на ваши отношения в паре

Psychologies
Законы привлекательности: нужен ли дома макияж Законы привлекательности: нужен ли дома макияж

Зачем дома носить макияж и есть в ли в нем необходимость?

Psychologies
Самые мрачные здания и сооружения со всего мира (инфернальная подборка) Самые мрачные здания и сооружения со всего мира (инфернальная подборка)

Самые жуткие представители архитектуры

Maxim
Лучшие очистители воздуха для дома и офиса Лучшие очистители воздуха для дома и офиса

Собрали самые функциональные и актуальные воздухоочистители

CHIP
«Иногда меня заказывают мужья»: мужчина-эскортник рассказал о своей жизни «Иногда меня заказывают мужья»: мужчина-эскортник рассказал о своей жизни

Каково это — быть современным жигало и почему женщины предпочитают «содержанок»

Cosmopolitan
Слишком хорошо знают своих клиентов Слишком хорошо знают своих клиентов

Что делают банки для того, чтобы защитить нас от мошенников?

Эксперт
В древнеегипетском городе Буто нашли коллекцию ритуальных предметов VII–VI веков до нашей эры В древнеегипетском городе Буто нашли коллекцию ритуальных предметов VII–VI веков до нашей эры

Археологи обнаружили предметы, связанные с культом богини Хатхор

N+1
Кредит доверия Кредит доверия

«Хочу, чтобы результат стал для меня сюрпризом и чтобы он был приятным»

SALON-Interior
Основной инстинкт Основной инстинкт

Crossfit за пару десятков лет приобрел миллионы поклонников по всему миру

Playboy
Открыть в приложении