Обман мнениями
Генеральный продюсер телеканала «Пятница!» Сергей Евдокимов по просьбе Esquire рассказал о том, почему фейк-ньюс часто оказываются правдой – такой, какой мы бы хотели ее видеть.
Что может быть парадоксальнее, чем задача написать правдивую колонку о фейк-ньюс? Но попробуем.
На днях посмотрел на «Нетфликсе» довольно непритязательный фильм Рики Джервейса «Изобретение лжи». По сюжету в обществе, где все говорят друг другу правду и только правду (диалоги в фильме выглядят приблизительно следующим образом: «Меня от вас тошнит! Что будете заказывать?»), появляется человек, который случайно произносит вслух… ложь. В первый момент его охватывает ужас и страх – о боже, я соврал! – но вскоре он замечает, какой позитивный эффект на окружающих производит озвученное им вранье: про существование Бога, жизнь после смерти и прочие вещи, в правдивости которых мы не сомневаемся, но с объективными доказательствами существования которых есть проблемы.
В общем, тут в дискуссии о фейк-ньюс можно было бы поставить точку, но колонка должна содержать не менее 3,5 тысячи знаков, поэтому еще пара тезисов.
Тезис первый. Правда – это категория, которая более не пригодна для описания окружающего мира. Мир стал слишком сложным для того, чтобы его можно было описать простым противопоставлением правды и лжи. Во времена повсеместной имитации всего и вся (от голоса Майкла Джексона до демократии, от оргазма до сумочек «Биркин»), создания цифровых двойников (видели фильм Скорсезе, где Роберт Де Ниро помолодел на 30 лет?) и замены физических вещей виртуальными аналогами (после появления биткоина даже деньги перестали быть осязаемыми) очень трудно поверить в существование такой категории, как объективная реальность. Сейчас то, что выглядит как утка, плавает как утка и даже крякает как утка, скорее всего, окажется «уткой» (в смысле дезинформацией), а вовсе не реальной птицей.