Развлечения стали серьезнее
Четыре вопроса об ужесточении контроля в торговых центрах
Поток посетителей детских парков, резко упавший после того, как в марте в результате пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня» погибли 60 человек, начал восстанавливаться. Что еще произошло с рынком развлечений — разбирался РБК
После мартовской трагедии в Кемерово власти и участники рынка заговорили о необходимости усиления контроля за торговыми центрами и ужесточении законов о размещении развлекательных зон в них.
Как события в ТРК «Зимняя вишня» повлияли на бизнес детских парков и что изменилось в правилах игры для участников этого рынка за прошедшие месяцы, разбирался РБК.
25 марта 2018 года в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово вспыхнул пожар, в котором погибли 60 человек, преимущественно дети. Пожар начался на четвертом этаже, где находились детский развлекательный центр и кинотеатр. После трагедии в отставку ушел губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Следствие арестовало 12 человек, они проходят обвиняемыми по делу о пожаре.
Стали ли россияне реже ходить в развлекательные парки торговых центров?
Детские активити-парки (зоны с большим игровым пространством, предполагающим большую физическую активность) и другие развлекательные объекты в последние годы были драйвером развития торговых центров. После 2014 года fashion-ретейлеры замедлили свое развитие, уровень покупательской способности россиян пошел вниз, и именно развлечения помогли заполнить пустующие площади и привлечь покупателей в торговые центры.
По словам вице-президента Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений Федора Гавриченко, поток посетителей в развлекательные зоны торговых центров сразу после трагедии в Кемерово упал на 20–50% в зависимости от региона и начал восстанавливаться только в сентябре-октябре. «Но в полной мере возврата не произошло», — говорит Гавриченко, добавляя, что итоги следует подводить в конце года.
Совладелец сети активити-парков «Замания» Павел Ковшаров отмечает, что большинство посетителей вернулись в центры только осенью. «Сразу после трагедии трафик упал на 40% и отрастал примерно на 5% в месяц. Сейчас он нормализовался», — говорит Ковшаров.
Директор по развитию сети Joki Joya Эдуард Погонченко отмечает, что наибольшее падение трафика произошло в первые два месяца после трагедии. «Тогда наш оборот упал на 30%, — говорит он. — Кроме того, была ранняя теплая весна и жаркое лето, это тоже повлияло на сокращение посетителей».
В основном участники рынка сходятся в том, что на восстановление количества посетителей понадобилось полгода. У некоторых сетей к концу августа, у других к октябрю трафик восстановился. Согласно оценке «Открытие Брокер», рынок детских парков развлечений в России в последние годы рос примерно на 20% ежегодно. Объем рынка в компании оценивали в 3–6 млрд руб. Таким образом, при произошедшем падении трафика и оборота на 30% за полгода операторы развлекательных центров могли потерять около 1 млрд руб.
Изменились ли планы развития у развлекательных центров?
Павел Ковшаров говорит, что после трагедии в Кемерово «Замания» скорректировала свои планы по развитию, хотя и добавляет, что на это повлияло и общее изменение стратегии компании. В январе этого года, когда стало известно, что в «Заманию» инвестировала ГК «Основа», которая принадлежит экс-владельцам девелоперской компании «Мортон» (вошла в ГК «ПИК»), сообщалось, что до конца 2018 года планируется открыть около 15 центров в Москве и регионах. Но фактически откроется в 2,5 раза меньше: пока открыт только один центр — в Москве, а до конца года планируется еще пять.