Заявить ему о своих требованиях
Мы работаем лучше, если чувствуем душевное равновесие. Чтобы его сохранить, необходимо уметь оказывать сопротивление, отстаивать личные границы. Рассказывает коуч-консультант Марина Мелия.
Едва придя в офис, мы обнаруживаем, что кто-то забрал важные бумаги с нашего стола или заходил в нашу почту… Вечер. У нас дома праздник – день рождения ребенка, и вдруг нам звонят с работы: срочно посмотри почту – там документы от партнеров, готовь договор!.. Мы увлеченно работаем над проектом, как вдруг узнаем, что его уже поручили другому… Начальник вызывает нас к себе, начинает грубо отчитывать, а потом и вовсе швыряет бумаги нам в лицо…
Знакомо? Подобные ситуации происходят ежедневно в тысячах компаний. Что мы при этом чувствуем? В зависимости от темперамента реакция бывает разной, но в любом случае мы теряем душевное равновесие. И чем чаще мы подвергаемся такому стрессу, тем меньше у нас сил, энергии, мотивации, тем больше истощение, и не только эмоциональное, но и физическое.
Мы боимся дать отпор
Что произошло в каждом из этих случаев? Это не что иное, как агрессия: начальник или коллега агрессивно нарушил наши личные границы, а мы вовремя не выставили «пограничные столбики». На работе агрессию проявляют тем чаще, чем выше ее уровень в обществе. (А у нас в стране он сейчас высок, в чем можно убедиться, включив телевизор.) И к тому же в нашей культуре не очень принято отстаивать свои границы и уважать чужие. Особенно трудно нам решиться заявить о своих границах на работе. Ведь ставки тут высоки. Мы боимся прослыть неудобными работниками, помешать своему карьерному росту, упустить премию или даже потерять работу. А кому-то еще и лестно чувствовать себя незаменимым, нужным. Поэтому мы постоянно идем на уступки, закрываем глаза на эти болезненные вторжения… а в итоге истощаем свои ресурсы и начинаем поневоле хуже работать. Но есть и еще одна причина нашей уступчивости: зачастую мы не понимаем, что происходит, в чем причина эмоционального дискомфорта, потому что не задумываемся о личностных границах. Каждому из нас нужно понимать: они существуют! И блюсти их жизненно важно.
Как себе помочь
Шаг первый. Чтобы защищать свою собственность, надо понять, чем мы владеем, четко уяснить свои границы сначала для себя: что для меня самое важное в отношениях и, наоборот, что меня ранит, раздражает, лишает психологического комфорта? В чем я готов быть гибким, а где ни за что не отступлю? Список не должен быть длинным: отбираем лишь то, что для нас принципиально.
Шаг второй. Нужно четко заявить начальнику или коллегам, что нас не устраивает и какого отношения к себе мы больше не допустим.
Шаг третий – последовательно придерживаемся своей линии и ни в коем случае не отступаем от заявленной позиции.
Железная рука в бархатной перчатке
Многим кажется, что выражать свое несогласие, переходя на повышенные тона или даже на крик, – значит отстаивать свои границы. На самом деле такое поведение – та же агрессия: переходя в атаку, мы сами нарушаем границы собеседника. По этой же причине неуместно давать ему советы: это тоже вторжение на его территорию. Другая неудачная тактика – выступать в роли просителя. Если мы боимся, ощущаем себя жертвой, разговор лучше даже не начинать. Наша попытка обречена. Страх прекрасно считывается окружающими, и наш начальник не исключение. Шанс на успех есть, если мы приходим к руководителю не как агрессор и не как жертва, а как сотрудник, то есть человек, готовый к сотрудничеству. Мы не высказываем свои претензии, а ищем пути улучшить качество работы. Принцип здесь такой: когда мы говорим другим «да», то не говорим «нет» себе. И наоборот, когда говорим себе «да», не говорим «нет» другим. Мы уважаем себя и уважаем начальника. Мы заинтересованы в нем, а он в нас. Поэтому мы говорим с ним спокойно и с достоинством,