В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков

Автомобили, которым не нужны водители, давно перешли с киноэкрана в реальную жизнь. Сегодня практически все известные автопроизводители заинтересованы в развитии этого направления.

В ряде стран «беспилотники» уже активно эксплуатируются и приносят ощутимую пользу. Взять хотя бы Австралию. Там на рудодобывающих шахтах успешно трудятся автономные карьерные самосвалы. За один раз эти гигантские роботы перевозят от пункта добычи к пункту переработки до 300 т железной руды.

Каждый уровень автоматизации преследует одну цель – избавить технику от слабостей человека
Пока в России только начинают разрабатывать программы по созданию и внедрению беспилотных автомобилей, за рубежом технологии автономного управления становятся реальностью. Полсотни «Гугломобилей» тестируют на городских улицах США, а гигантские карьерные самосвалы-роботы уже несколько лет подряд днем и ночью благополучно трудятся на рудниках в Австралии и Чили

В России не хотят отставать от зарубежных коллег. Поэтому в конце 2016 года в рамках реализации Национально-технологической инициативы и при поддержке Минпромторга была создана ассоциация «Автонет». Она объединила крупных отечественных производителей и разработчиков автономного управления транспортными средствами.

Через несколько лет на смену привычной технике служб спасения и экстренного реагирования могут прийти автономные роботы, способные самостоятельно выполнять аварийно-спасательные работы в опасных условиях

Кому это нужно?

По словам генерального директора ПАО «Камаз» Сергея Когогина, российские автомобильные компании не могут работать над автономными технологиями по одиночке – им попросту не хватит на это денег. Уже на начальном этапе в ассоциацию «Автонет» вошли, помимо собственно ПАО «Камаз», Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» и ПАО «Соллерс».

Начать роботизировать в нашей стране планируют не набирающие в мире популярность беспилотные легковушки, а грузовики. Исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков объясняет это, прежде всего, коммерческими перспективами. В случае с грузовыми автомобилями намного проще отследить затраты и просчитать возможную доходность. Уже сейчас вычисления экспертов подтверждают рентабельность инвестиций. А если все пойдет по плану, то вслед за коммерческой сферой технологии автономного управления проникнут в сферу общественного пользования, в том числе в пассажирский и личный транспорт.

Автоматизация будет проходить в несколько этапов, первый из которых должен стартовать уже в следующем году. Участникам ассоциации предстоит создать и утвердить необходимые правила и техрегламенты, скорректировать действующее законодательство и реализовать приоритетные проекты. Например, построить в Татарстане новый современный полигон для испытания образцов усовершенствованной техники. Кроме того, Сергей Когогин объявил о желании в 2018 году начать использовать первых роботов на внутризаводских линиях ПАО «Камаз».

Стремясь синхронизировать сроки внедрения беспилотников в России с европейскими требованиями, к 2035 году члены ассоциации собираются вывести на наши дороги полностью автоматизированные магистральные грузовики и пассажирские автобусы.

Препятствий еще много

Конечно, не все так просто – на пути к прогрессу предстоит решить не только проблему финансирования. Трудностей у российских «первопроходцев» достаточно. Одна из ключевых – создание нормативно-правовой базы. Нужно определить, кто будет нести ответственность, если «беспилотник» станет инициатором аварии. Кого накажут, скажем, за сбой в системе, повлекший чью-то гибель?

Прежде чем автомобили будущего выйдут на российские дороги, потребуется не только разработать соответствующие ГОСТы, СНиПы и Технический регламент, но и внести поправки в уже существующие законы. Изменения затронут N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Гражданский кодекс, КоАП и Уголовный кодекс

Немалых денежных вложений потребует создание новой инфраструктуры – сооружение отдельных дорог или, как минимум, специально выделенных для роботов полос.

Но все это с лихвой окупят преимущества, которые страна получит в случае успеха. Внедрение беспилотной техники устранит так называемый «человеческий фактор», что в свою очередь позволит повысить безопасность на дорогах и обеспечить сохранность груза. Увеличить пропускную способность транспортной системы и обеспечить экстренные службы всепроходной техникой, которая будет решать задачи в опасных условиях без риска для личного состава – вот еще два существенных плюса, которые станут реальны в случае реализации программ ассоциации «Автонет».

Отстранят ли водителей?

Какое будущее ждет сегодняшних водителей большегрузов? Сергей Когогин уверяет, что простым людям волноваться не стоит. Во-первых, до 2035 года времени еще много. Во-вторых, без работы они не останутся по одной простой причине – следить за функционированием электроники и обслуживать сложную технику будут все те же водители. И совсем профессия дальнобойщика, скорее всего, не исчезнет. С большой вероятностью можно предположить, что она серьезно модифицируется и потребует от водителей совершенно новых навыков и знаний. Но, по всей видимости, искусственный интеллект еще долго будет нуждаться в человеке.

Мало средств

Создание ассоциации – назревший вопрос. Это было продиктовано всем развитием автомобильного транспорта. Цифровые технологии изменили машины, и сейчас наступает тот период, когда нужно менять не только сам автомобиль, но и его взаимодействие с внешней средой. В общей сложности на следующий год бюджетное финансирование предполагает около 3,5 млрд руб. Пока что не началось финансирование ни одного проекта. Приблизительно такая же, зеркальная, цифра будет потрачена самими автопроизводителями. Однако объемы финансирования, которые мы можем себе позволить, сильно отличаются от тех, что необходимы для решения таких задач.

Сергей Когогин генеральный директор ПАО «Камаз»

Будущее рядом

Мы уже приступили к реализации задач, которые были прописаны в плане мероприятий дорожной карты «Автонет». А именно – начали подготовку нормативно-правовой базы для внедрения автономного транспорта. Хочу подчеркнуть, что объединение заинтересованных компаний в ассоциацию «Автонет» является очень своевременным и прогрессивным решением. Только совместными усилиями мы достигнем максимально выгодных и оправданных с научной точки зрения результатов. С помощью ассоциации «Автонет» отечественный рынок беспилотников сможет занять прочное место на международной арене.

Владимир Колмаков исп. директор Ассоциации «Автонет»

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Ассоциация «Автонет», Кристина Кормилицына/Коммерсантъ/Fotodom.ru; ПАО “КАМАЗ”; Andrej Sokolow/ dpa/Global Look Press; Christian Sprogoe Photography/Rio Tinto; Александр Тарасенков/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хрустящая тема Хрустящая тема

Ароматные свежие огурчики – непременный компонент летних салатов

Лиза
10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу 10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

Esquire
Прощай, Бранджелина! Прощай, Бранджелина!

Главной сенсацией прошедшего года стал развод самой яркой голливудской пары

Караван историй
На том и стоит На том и стоит

Руслан Белый рассказал, почему не считает себя сексистом

Glamour
Очень страшная болезнь Очень страшная болезнь

Почему мы не можем справиться с раком?

Maxim
Есть такое дело Есть такое дело

Девушки рассказали о мифах, которыми окружены их модные профессии

Cosmopolitan
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
Продолжению «Гардемаринов» быть! Продолжению «Гардемаринов» быть!

Этот проект находится в работе уже четвертый год. Дмитрий уверен, что картину ждет успех, ведь сейчас самое время для ее выхода.

Лиза
Свое место в семье Свое место в семье

Телеведущая Тутта Ларсен нашла свою любовь, как это часто бывает, на работе. Правда, поначалу ей трудно было поверить, что именно этот мужчина – ее судьба.

Домашний Очаг
Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству

Как складывались жизни художника Пьера Огюста Ренуара и его сына Жана

Караван историй
Сергей Карякин Сергей Карякин

Сергей Карякин – о шахматах, о себе и о своем главном сопернике

Maxim
Чужая тайна Чужая тайна

Еще вчера малыш радостно делился своими новостями. Но внезапно от былой искренности не осталось и следа: ребенок больше не хочет быть с вами откровенным. Как его разговорить и нужно ли это делать?

Добрые советы
Системное образование Системное образование

Технологии машинного обучения и нейросети в 2016 году пришли в потребительские сервисы.

Forbes
Bзрос­лая неожиданность Bзрос­лая неожиданность

В со­рок одни про­дол­жа­ют тя­гать­ся в упру­го­сти кожи с два­дца­ти­лет­ни­ми, а дру­гие с лег­ко­стью го­во­рят мо­ло­до­сти: «Прощай!». «Татлер» ищет зо­ло­тую середину.

Tatler
Человек, который умел считать Человек, который умел считать

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы не Джордж Вашингтон

Дилетант
Выросла из штанов Выросла из штанов

В жиз­ни ак­три­сы Юлии То­поль­ниц­кой раз­дра­же­нию ме­ста не остается

Glamour
Настоящие романтики Настоящие романтики

«Какой самый романтичный поступок вы совершили в жизни?» — в ответ на этот вопрос GQ больше сотни раз услышал в трубке фразу: «Мне нечего рассказать, я не романтик». И лишь 19 смельчаков приняли участие в нашем проекте, что приподнимает их над остальными. И кстати, далеко не во всех историях речь идет о любовных подвигах.

GQ
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза
10 гибридных режимов 10 гибридных режимов

Что такое гибридные режимы

Esquire
Балетный роман Балетный роман

Кшесинская первой среди русских танцовщиц исполнила свои знаменитые 32 фуэте

Дилетант
Дары природы Дары природы

Це­лый ме­сяц ре­дак­тор Vogue сво­и­ми ру­ка­ми пек­ла хлеб, вы­жи­ма­ла мо­ло­ко из мин­да­ля и чуть бы­ло не за­ве­ла соб­ствен­ный ого­род. Сто­ит ли кра­со­та та­ких усилий?

Vogue
Первый на деревне Первый на деревне

Продавец косметики City Nature дважды менял бизнес-модель. Что сделало компанию успешной?

Forbes
Деревянные небоскребы Деревянные небоскребы

«Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными

Популярная механика
Если прелюдия затянулась Если прелюдия затянулась

Миллионы женщин откладывают рождение детей на будущее и становятся бесплодными. На помощь им приходит маркетинг.

Forbes
Сладкая тайна Алексея Абрикосова Сладкая тайна Алексея Абрикосова

История великого кондитера Алексея Абрикосова напоминает захватывающий детектив

Караван историй
Вышел боком Вышел боком

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда»

Популярная механика
Евгений Давыдович Евгений Давыдович

Генеральный директор «Связного» об управлении компанией в кризис, эффективном маркетинге и безупречном сервисе.

GQ
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Ева Польна. От зимы спасают путешествия Ева Польна. От зимы спасают путешествия

Артист не должен быть в образе 24 часа в сутки, считает певица. И четко разделяет творческую жизнь и время на семью.

Лиза
На эмоциях На эмоциях

Каждый день мы испытываем спектр чувств и состояний

Cosmopolitan
Открыть в приложении