«Вам звонят из…»
Все знают, что за телефонными звонками из кредитных учреждений и силовых ведомств часто скрываются мошенники. Почему же мы все-таки отвечаем им и попадаем на их крючок?
Вряд ли найдется хоть один человек, который не слышал бы рассказа о том, как кого-то обобрали мошенники. Им сообщают личные данные, секретные коды, контрольные слова и размер дохода, хотя нас сто раз предупреждали, что делать этого не надо. Когда мы слышим «Вам звонят из…», почему бы нам сразу не положить трубку? «Это самое разумное, что можно сделать», – считает психолог и коуч Надежда Дьяконова, много лет работавшая с командами крупнейших банков. Тогда почему же мы этого не делаем?
Уважение, страх, стресс
«Нас ловят сначала на уважении, а потом на страхе, – объясняет коуч. – Мошенники говорят уверенным голосом, используют короткие, веские фразы и ключевые выражения типа «поступил сигнал» – все то, что вызывает неопределенную тревогу и вместе с тем внушает почтение». Мы слышим весомые слова, название больших банков или силовых ведомств, и вот они обращаются к нам лично, называя наш адрес и имя-отчество, ведь мошенники имеют какую-то часть информации. Мы на мгновение замираем, а нам сразу же, не давая опомниться, рассказывают об угрозах, которым мы подвергаемся. На нас влияют несколько факторов одновременно – страх за себя и свое имущество и недостаток времени на обдумывание.
От мошенничества часто страдают люди пожилые. «Причина не в том, что у них маразм или деменция, а в памяти: в нашей стране были репрессии, и в памяти старшего поколения еще живы воспоминания о них, а у некоторых людей помоложе это трансгенерационная травма, – продолжает Надежда Дьяконова, – люди пугаются, а страх – это стресс, и в таком состоянии мысли путаются». Способность ясно мыслить исчезает, человек регрессирует, из взрослого превращаясь в ребенка, который не решается противоречить «страшным дядям» и отвечает на вопросы не задумываясь, потому что считает, что он «должен» отвечать.