Три раза в день после еды
Мы так часто слышим, что нужно принимать себя, что уже забываем, зачем. Иногда это кажется модой, такой же, как стройность и здоровый образ жизни. Надо ли любить свои недостатки, особенно если это удается с трудом?
«Будь собой!», «Прими себя!», «Полюби себя неидеального!». Все это напоминает лозунги, далекие от реальной жизни. Несмотря на призывы, нам часто некомфортно в своем теле, мы не всегда можем договориться с собственными чувствами и внутренним критиком. Не слишком ли много сил и энергии уходит на это принятие? Стоит ли игра свеч?
«Спустя два года после родов я увлеклась идеями бодипозитива, общалась с женщинами из нашей группы, – рассказывает 29-летняя Наталья. – За время кормления я поправилась, а когда рядом те, кто как ты, это легче. Но однажды я посмотрела на фотографию, сделанную во время нашей встречи, и увидела всех и себя как бы со стороны. Мне было 25 лет, и я весила 97 кг при росте 165 см. На фото я видела таких же пусть и веселых, но одиноких женщин, которые нашли убежище в идеях принятия себя. Меня словно кипятком ошпарило. Я не хотела быть такой. Я мечтала вернуться в свое тело, ловить взгляды мужчин. Это был поворотный день. Я поняла, что мое принятие себя – это обратная сторона неприятия, только красиво упакованная». Наталья составила план действий: консультация диетолога, психолога, спортзал. Так началась ее дорога к себе.
Есть и другая крайность. Мы постоянно предъявляем к себе все более высокие требования, это касается карьеры, отношений с другими и собственным телом. Мы словно показываем себя не только миру, но и самим себе одной отшлифованной стороной. Где грань между попустительством с одной стороны и зашкаливающей требовательностью – с другой?
Здоровый перфекционизм
Иногда устремления к лучшему превращаются в нереалистичные ожидания: во всем преуспевать, всем нравиться (а значит, выдавать только разрешенные социумом реакции). Психотерапевт Шэрон Мартин (Sharon Martin) считает, что погоня за совершенством тянет за собой шлейф проблем: мы жестко критикуем себя, придираемся к другим, мыслим негибко, перенапрягаемся от работы, не можем расслабиться, не хотим пробовать новое, боимся провала. Знакомо? Многие выросли в нестабильных семьях, где не хватало предсказуемости и ощущения безопасности. Мы старались быть идеальными, чтобы избежать критики, отвержения и гнева, такими и стали: перфекционистами. Логично было бы предположить, что у тех, кто ориентирован на достижение целей, много работает и многого добивается, высокая самооценка. Однако перфекционисты стремятся к совершенству потому, что не уверены в себе, утверждает Шэрон Мартин. Стыд – движок перфекционистов. Когда-то с нами обращались так, словно мы плохие, ни на что не способные. Став взрослыми, мы пытаемся компенсировать этот стыд, угождая другим и стремясь все сделать наилучшим образом, без права на ошибку. Но счастье и самооценка не должны зависеть от успехов и достижения целей, подчеркивает психотерапевт. Однако признавать, что мы ценны сами по себе, независимо от заслуг, многим приходится учиться.