Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки
Сборка иномарок, рост цен на бензин и новинки из Кореи — с чего начался XXI век в автомобильной отрасли России
Для автопрома России этот период ознаменовался покупкой автомобильных предприятий крупными бизнесменами и увеличением пошлин на импорт транспорта. Кроме того, именно с 2000 года иностранные концерны стали предпринимать первые шаги по организации сборки своих моделей в России.
В 2000 году в экономике России отмечался рост ВВП на 10%. В этот год производство автомобилей в стране увеличилось на 23% по сравнению с 1999 годом, было собрано 969 240 автомобилей. Автомобильные предприятия плавно выходили из кризиса.
Автопром меняется
Почти одновременно после президентских выборов 2000 года автомобильными заводами заинтересовались два металлургических холдинга — «Северсталь» Алексея Мордашова и «Сибирский алюминий» Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В результате переговоров к началу 2001 года «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автомобильным заводом и Заволжским моторным заводом. Тогда как «Сибирский алюминий» почти в те же сроки приобрел Горьковский автомобильный завод и ульяновский завод «Волжские моторы».
В 2000 году в России вовсю шли переговоры сразу нескольких иностранных автоконцернов с российскими автокомпаниями по поводу организации сборки иномарок внутри страны. Иностранные концерны стали приобретать акции российских заводов, и уже в первой половине 2000 года на московском предприятии «Автофрамос» было выпущено около 1000 автомобилей Renault. В Калининграде также продолжалась сборка BMW. На ЕлАЗе собирали седаны Opel Vectra, по итогам 2000 года завод покинули 252 машины. За первое полугодие 2000 года рост объемов продаж автомобилей иностранного производства только через официальных дилеров составил 8%.
Рост рынка автомобилей был обеспечен за счет продукции новых автосборочных предприятий и за счет импорта. На всех конвейерах АвтоВАЗа в 2000 году было собрано 708 373 автомобиля, из них на экспорт ушло 99 тысяч. Компания продавала свои модели в Сирию, Алжир, Египет, а также подписала соглашение на сборку в Эквадоре. На экспорт были отправлены первые модели Lada, соответствующие нормам «Евро-3». В этом же году АвтоВАЗ подписал соглашение о создании совместного предприятия с американской General Motors. Председатель совета директоров российского завода Владимир Каданников тогда назвал прошедший год «лучшим для автозавода за последние шесть лет».