Радуйтесь кошмарным снам — они помогают справиться с кризисом
Кому-то сны снятся часто, кому-то редко или совсем не снятся. Но по одному кошмару за свою жизнь вспомнит каждый. Однако в кризисные времена сновидения становятся ярче, а страшных снов мы видим больше, пугаясь их и стараясь забыть. На самом деле с кошмарами нужно дружить, ведь они помогают прожить кризис быстрее, ресурснее и эффективнее.
Именно в кризисные времена наше бессознательное как никогда щедро угощает нас триллерами, боевиками, а то и целыми остросюжетными сериалами. Первое, что хочется сделать, — это поскорее забыть ужас. И часто мы просыпаемся в самый кульминационный момент, ведь страх, холодный пот, дрожь в коленях, крики нередко у нас самые настоящие, а не вымышленные. Почему же нам в кризисные и переломные времена снится больше кошмаров?
«Потому что нас пугает неопределенность, — поясняет практик транзактного анализа, интегративный психотерапевт Екатерина Мариньейро Фаньа. — И наше бессознательное в кризисе ищет выход. У кого-то это чувство в нормальной концентрации, а у кого-то зашкаливает, и человек проваливается в аффект ужаса, и тогда его настигает гиперстрах.
Эти процессы связаны с лимбической системой мозга и всеми подкорковыми структурами. Если до кризиса они уже были перегружены, то вам скорее приснится кошмар, а не просто яркий сон о всеобщем апокалипсисе. Во время кризиса люди больше видят активных и насыщенных видений. Или наоборот — сны становятся не такими яркими или вообще перестают сниться. И это тоже — важное послание нашего бессознательного.
В кризис обостряются привычные паттерны реагирования на ту или иную ситуацию, и сценарий жизни буквально всплывает ярко и выпукло в наших снах. Если прочитать послание бессознательного, то можно взять скрытый ресурс для преодоления кризиса и для разрешения старого паттерна. Кошмар — трамплин в новую жизнь, шанс выйти из капкана сценария. Главное — преодолеть первичный страх и понять, о чем толкует наше бессознательное.
Прочитав послание бессознательного, реально прыгнуть на новый квантовый уровень жизни и оказаться с большими ресурсами, чем ты вошел в кризис. Сны в нынешней ситуации вообще изменились. И это массовое явление. Те, кто видел сны, перестают их видеть, те, кто не видел, начинают. Или мучает бессонница, связанная с проживанием кризиса. То есть из-за стресса происходит нарушение сна в разных формах».
Часто люди просыпаются во сне, когда снится кошмар, пугаются, весь день ходят под впечатлением. Может, проще забыть (хотя чаще как раз бывает наоборот — некоторые ночные ужасы мы помним всю жизнь)?
Экологичный и быстрый путь к решению
«Я использую сны в кризисе как инструмент работы с клиентами и с собой. Для меня очень важен их потенциал, — делится психотерапевт. — Потому что это необыкновенная возможность выбраться из сценария жизни и изменить его. Страх — наилучший проводник. Щедрый помощник — он всегда несет скрытые ресурсы. В эти моменты открываются кладовые инструментов, которые у нас уже есть. Главное — не испугаться хранителя, который может прийти в виде чудовища или маньяка, любого образа, несущего страх.
Сны в кризисы, кошмары — это материал, который позволяет выпрыгнуть из сценария жизни. Помогает сделать эту работу более экологично, более мягко, быстрее, чем если бы кризиса не было. Люди в конечном итоге заплатят меньше денег, потому что им потребуется меньше сессий у психотерапевта. Потому что они смогли прочитать язык бессознательного в кризисе».