Илья Хржановский: Вокруг «Дау», безусловно, идет травля
Режиссер «Дау» — о самом скандальном фильме 2019 года, увольнении Аркус и о том, повторит ли он свой эксперимент в музее Холокоста в Киеве
Режиссер Илья Хржановский в России судится с Министерством культуры за право не считать проект «Дау» порнографией. В Украине против него заведено уголовное дело — за то, что на съемках фильма якобы издевались над детьми. Так неожиданно для себя Хржановский сплотил две конфликтующие страны — и тут, и там против него пишут коллективные письма и призывают осудить, как за уже снятый фильм, который не все смотрели, зато все имеют о нем свое мнение, так и за не существующий пока проект мемориального музея «Бабий Яр» в Киеве.
Этой зимой режиссер переехал туда из Лондона и стал художественным руководителем мемориала памяти жертв Холокоста. Слухов и сплетен вокруг его имени от этого стало лишь больше. По просьбе «Сноба» Ренат Давлетгильдеев поговорил с Ильей Хржановским и узнал, что тот думает о модном слове «травля» и немодном — «мракобесие».
В онлайн-кинотеатре ivi появились 4 части проекта «Дау» Ильи Хржановского: «Нора мама», «Три дня», «Теория струн», «Никита Таня».
Ɔ. Любовь Аркуспокинула пост главного редактора журнала «Сеанс» из-за обвинений в том, то она «сдавала вам в аренду» воспитанников фонда «Антон тут рядом», которые принимали участие в съемках фильма «Дау» (эти обвинения Аркус отвергла, опубликовав большой материал об участии подопечных ее благотворительного фонда в проекте «Дау»). Вы чувствуете свою вину перед ней?
Любовь Аркус – одна из тех немногих людей, на которых держится российская культура. Я считаю, что ее вклад в киноведение, ее вклад в историю кино и, главное, ее вклад в жизнь невозможно переоценить. То, что Аркус тянет на своих плечах, пропуская через свое сердце это пронзительное ощущение человека как такового и отношение к слабому человеку, и придание силы человеку, выброшенному из социума; то, что она способна уделять столько внимания переосмыслению проблемы аутизма, — все это является настоящим подвигом очень конкретного человека. Каждый из нас и общество в целом обязаны ценить ее и прикладывать все усилия для осуществления проектов, которые делает Любовь Аркус. Это долг каждого из нас. Хамство, клевета по отношению к такой личности, как Любовь Аркус, являются преступлением и атакой не только на все то, что она делает, но и атакой на человечность. Мне очень больно, что Люба так реагирует на тот поток клеветы, который уже давно льется на проект «Дау» и, к сожалению, задел и ее. Люба — человек без кожи. Именно поэтому она и может делать те проекты, которые делает. Но в перевернутом мире фиктивно слабые, защищая права фиктивно обиженных, пытаются уничтожить все подлинно живое.
Ɔ. Почитал ваше недавнее интервью «Медузе», опять вас заставляют в чем-то каяться. Затянувшийся сериал «Народ против Ильи Хржановского» какой-то. Вам вообще как в этой роли живется, когда все вокруг вас ненавидят?
Мне — идеально.
Ɔ. Не устали от бесконечных коллективных писем? Вот, новое недавно накатали.
Опять протестуют, да?
Ɔ. А вы думаете, поддерживают? Конечно, протестуют. Мне кажется, письма поддержки не принято писать, обычно пишут письма против, это такая странная постсоветская традиция. Комсомольские фантомные боли.
Да-да, инициативный гражданин открывает сайт, возмущается, пишет коллективное письмо, а дальше органы подключаются.
Ɔ. Я залез в украинский Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — и стало очень грустно, когда прочитал комментарии под письмом фонда «Бабий Яр». Тональность комментариев плюс-минус одинаковая. И передается словами Константина Батозского, известного украинского политолога: «На ***(хрен) з Києва, будь ласка». То есть в целом к вам две претензии — то, что вы «русский», имеющий российское происхождение. И что спонсор ваш — тоже «русский», олигарх Михаил Фридман. А других вопросов больше нет.
Начнем с того, что Фридман — не главный спонсор. Он один из пяти доноров, у которых равное участие в проекте. Среди инвесторов есть и другой «русский» Герман Хан — хотя они оба с Фридманом евреи, которые выросли в Украине, как и Павел Фукс. Есть и украинский миллиардер Виктор Пинчук, есть американский Рональд Лаудер, глава Всемирного еврейского конгресса. И они все равные доноры. Так что паспорт тут ни при чем. Просто, когда люди массово начинают во что-то верить, дальше это знание размножается, размножается — и получается, как с Наташей, которую якобы изнасиловали бутылкой (Наташа — главная героиня фильма «Дау. Наташа», снятого, как и весь проект, без сценария. Буфетчица Наташа занимается сексом с ученым, после чего ее вызывают на допрос в КГБ и пытают. — Прим. ред.). И что бы Наташа ни говорила, сколько бы ни давала интервью и ни убеждала, что никто ее не насиловал, все равно все будут бороться за права этой Наташи и будут портить этим реальную жизнь Наташи Бережной.
Ɔ. За права Наташи и за права бутылки. Но если возвращаться к началу вопроса и претензиям лично к вам, давайте Фридмана оставим за скобками. Вы согласны с тем, что нынешнее украинское общество (причем я очень уважаю его право после 2014 года на определенный внутренний национализм) борется с вами не как с художником, а как с представителем некой «России» в их сознании?
Ну, во-первых, я считаю, что не во мне вопрос, сейчас просто такая волна — борьбы «против». Потом будут бороться «за». Это не имеет значения. Это как волны.
Ɔ. Но сами вы тем не менее называли эти волны словом «мракобесие».
По поводу «Дау» — да, это чистое мракобесие. Вокруг «Бабьего Яра», скорее, происходит сложный диалог, который естественным образом возникает в обществе в подобном состоянии. Украина находится в состоянии войны с Россией. Поэтому все так болезненно и воспринимается.
Ɔ. Но, когда вы соглашались на этот проект, вы же осознавали, что вас будут именно так воспринимать в Украине? Вы готовы были к обвинениям в том, что вы — русский, что вы — представитель державы-агрессора?
Когда мне говорят «ты — русский, потому ты не имеешь права», я считаю, что это нонсенс, как и любая другая дискриминация по расовому или национальному признаку. Меня пригласил Наблюдательный совет фонда «Бабий Яр» делать большой проект. В нем много выдающихся людей из разных стран. И во многом это личная история для всех ее участников. Это личная история и для меня. Имею ли я право на земле, в которой лежат мои предки, деды, прадеды, прапрадеды, где родилась моя мама, делать проект?