Научиться реагировать менее бурно
Мы привыкли ценить самоконтроль, поэтому избыточные эмоциональные реакции нас пугают и делают уязвимыми. Между тем у обостренной чувствительности, если разобраться, есть свои преимущества.
Пунцовые от смущения щеки и уши, влажные от волнения ладони, непрошеные слезы или не поддающиеся контролю вспышки ярости… Этот список можно продолжить. Миллионы людей не в силах сладить с проявлениями собственных эмоций. «Каждый раз, когда мне делают комплимент, я краснею как свекла, – жалуется 37-летняя Марина, менеджер в логистической компании. – Мои начальники и коллеги давно это заметили и подшучивают надо мной. У одного было что-то вроде хобби: постоянно заставлять меня краснеть. К счастью, он ушел из компании, но я все равно чувствую себя беззащитной из-за этой своей особенности. И чем больше я пытаюсь контролировать себя, тем хуже. Эта реакция сильнее меня». Психологи не склонны считать повышенную эмоциональность большой проблемой. Они отмечают, что проблемы создают скорее внешние обстоятельства. Мы живем в эпоху, которая предписывает нам быть хозяевами своей жизни и, разумеется, своих чувств. А чрезмерное или просто заметное проявление тех эмоций, которые мы не хотели бы показывать, ставит нас в двусмысленное положение, словно нечто в нас играет против нас самих. Отсюда дополнительные – и часто сильные – волнения. «Существует понятие метаэмоций, – рассказывает эмоционально-фокусированный терапевт Люси Микаэлян. – Это эмоции по поводу эмоций. Я покраснела, и мне неловко от того, что я покраснела. Я не как все, другие же не краснеют. Или меня что-то разозлило, и – бац! – эмоция переходит в действие, наносящее вред мне и окружающим. Такому действительно трудно радоваться». И все же делать из своей эмоциональности трагедию не стоит. Психологи предлагают четыре способа справиться с диктатом эмоций.
Не бороться с ними
Главное, чего не следует делать, – пытаться побороть свои эмоции. Вступая с ними в бой, мы лишь усугубляем ситуацию и усиливаем проявление эмоций, уверен психолог Антуан Пелиссоло (Antoine Pelissolo): «Подавление эмоций не работает. Пытаясь контролировать себя, мы хотим устранить что-то, что просто не может быть устранено полностью. Рассудок и эмоции создают нечто вроде «короткого замыкания» в коре головного мозга, нашем центре контроля, который рассуждает и принимает решения. Формируются неадекватные связи между нижним, «рептильным» мозгом, который обеспечивает жизненные функции (дыхание, температура тела), и верхним мозгом, корой. В эти моменты информация не циркулирует и не обрабатывается нормально, и следствием могут стать неуместные или непропорциональные реакции». Наверняка многие вспомнят что-то похожее из своей жизни. Например, приступ безудержного смеха прямо во время экзамена в институте: попытки заглушить хохот делали ситуацию еще смешнее.
Другое возможное следствие – отложенные реакции. 33-летняя Алина, начальник финансового отдела в сети салонов красоты, жалуется, что не в силах контролировать приступы раздражения: «Я очень легко выхожу из себя. И понимаю, что руководитель не имеет права так себя вести, но не знаю, как быть. Я пытаюсь скрыть гнев, а он в итоге проявляется совершенно неожиданным образом и в неподходящей обстановке, когда никто вообще не может понять, почему я взрываюсь». Обратный «взрыву» вариант – подчеркнутая холодность. «Эмоции несут нам сигнал о том, что происходит с нами в данный момент, к чему нужно быть готовыми. Открывая, показывая свои эмоции другим людям, мы можем чувствовать себя обнаженными, уязвимыми для чужих взглядов и оценок. И если эти взгляды кажутся недружелюбными, а оценки негативными, то нам может быть неловко, стыдно или страшно показывать свои искренние переживания, – отмечает гештальт-терапевт Наталия Кедрова. – Мы будем стараться скрыть или подавить свои чувства. При