Наша библиотека
Техники ФотоТерапии: Джуди Вайзер
«Фототерапия Джуди Вайзер выводит читателя за рамки обыденного отношения к фотографиям, превращая их в источник будоражащего новизной опыта, – отмечает психолог Вероника Нуркова1. – Психотерапевт провоцирует эмоциональный отклик клиента на фотографию и исследует, как личность смотрящего проецируется в изображение. Для этого Вайзер приводит более сотни наводящих вопросов. Отвечая на них, читатель входит в состояние транса (например, «О чем бы эта фотография хотела спросить меня?» или «Что эта фотография хотела бы в себе изменить?»). Автор предлагает как работать с существующими фотографиями, так и создавать новые (например, «сфотографируйте себя таким, каким вас никто не знает») или использовать технику «пустых» снимков, когда человек описывает утраченные или отсутствующие в реальности фотографии, которых ему «не хватает» для полной картины прошлого.
Однако погружение в виртуальную реальность фотографий становится ловушкой, если происходит отождествление приписываемых изображению проекций с действительностью: Вайзер имплантирует клиентам ложные травматические воспоминания о детстве. Таков случай женщины, испытавшей дискомфорт при виде фотографии сидящего ребенка (с.87). Любая фотография может сделать человека восприимчивым к принятию ложных воспоминаний, поэтому необходимо критично отнестись к толкованиям автора2.
Другой недостаток – отсутствие внятной теоретической базы. Без таких фундаментальных работ по психологии взаимодействия с фотографией, как книги Сьюзан Сонтаг и Ролана Барта, рассуждения автора оставляют впечатление интуитивного поиска. Описывая разные упражнения, Джуди Вайзер часто повторяет: «Это работает», но не поясняет, в чем конкретно заключается терапевтический эффект применяемых ею приемов. И все-таки ее книга – важное напоминание о том, что фотография – это универсальное орудие психологического приручения пространства и времени. Взаимодействуя с фотографиями, мы способны поддерживать иллюзию победы в борьбе с отсутствием и забвением. Поэтому прочтите эту книгу и пересмотрите свои фотографии».
1. Вероника Нуркова – доктор психологических наук, автор книги Зеркало с памятью (РГГУ, 2006).
2. См., например, D. S. Lindsay и др. True photographs and false memories, Psychological Science, 2004, № 15.
Перевод с английского – коллектив авторов. Генезис, 424 с., 608 руб.
Психотерапия
Руководство по тренингу навыков при терапии пограничного расстройства личности
М. Лайнен
Полуулыбка – слегка приподнятые уголки губ при расслабленном лице. «Если у вас появится свободная минута в течение дня, выполните упражнения полуулыбки. Посмотрите на картину на стене, лист на дереве или какой-либо неподвижный предмет и улыбнитесь. Тихо вдохните и выдохните три раза». Это упражнение – одно из множества, которые предлагает директор Исследовательской клиники суицидального поведения, практикующий психотерапевт Марша Лайнен. Ее руководство предназначено для работы с лицами с пограничным расстройством личности. Стресс (опасный для всех) для них становится разрушительным, поскольку им не хватает умений с ним справляться. Приведенные упражнения и техники можно использовать также в тренингах для более широкого контингента.
Вильямс, 336 с., 1499 руб.
Практика семейной психотерапии
Н. Олифирович, Т. Велента
Полной безмятежности не бывает даже в счастливом браке. Появление детей, их взросление и уход из дома, болезни и смерти близких, измены – все эти обстоятельства меняют уклад жизни, испытывают семейную систему на прочность. Семейные психотерапевты Наталья Олифирович (Минск) и Татьяна Велента (Рига) описывают типы кризисов и объясняют, какая психологическая помощь требуется в том или другом случае. Их рекомендации адресованы специалистам, но вполне доступны и тем, кто сам переживает трудности и хочет понять, как с ними справиться. Одна из главных идей в том, что кризис нельзя просто «проскочить», «перетерпеть». Его необходимо прожить – оплакать то, что нужно оплакать, посмеяться над тем, что действительно смешно, побыть сколько нужно в состоянии горя или стыда. И тогда мы используем шанс, который дает нам кризис, – поднять отношения на новую ступень, сделать их более надежными и зрелыми.
Академический проект, 355 с., 539 руб.
Психотерапевтическая агиодрама
Л. Огороднов
Зачем человеку изображать святого, разыгрывать эпизоды из его жизни (а в этом и состоит агиодрама)? Каких терапевтических целей это помогает достичь? Это действие побуждает и участников, и свидетелей обратиться к трансцендентным переживаниям, к тому, что находится за пределами повседневных действий и мыслей. Этот опыт меняет наш взгляд на себя, на проблемы, побуждает нас стать ответственными за свое бытие. Круг участников агиодрамы включает и неверующих, и людей отличных от христианского вероисповеданий. Важно, чтобы их убеждения позволяли им принять роль православного святого. Психолог и психодраматерапевт Леонид Огороднов размышляет об истоках агиодрамы, о границах профанного и сакрального, о сложных взаимоотношениях веры с психотерапией и приводит примеры поставленных агиодрам «Обращение апостола Павла», «Петр и Феврония» и других.
Издательские решения, 144 с., 100 руб.
Психология
Осознанность
Э. Лангер
В неосознанности мы пребываем почти все время начиная с раннего детства. Единожды усвоив какое-либо правило или порядок действий, приводящий к приемлемому, безопасному результату, мы повторяем его автоматически. Довольно быстро наша жизнь превращается в набор правил и вариаций, а сами мы – в механизмы ограниченного спектра действия. Только освободившись от автоматизма, мы можем получить реальную возможность личностного развития, выбора, поиска лучших решений, а не привычных. Социальный психолог, гарвардский профессор Эллен Лангер занимается вопросами осознанности более 40 лет. Она опубликовала пять монографий по этой теме и не устает повторять, как важно фокусироваться именно на том действии, которое мы делаем прямо сейчас. Но практических упражнений и советов автор не дает: осознанность – это не выполнение инструкций, а полная включенность в момент.