Как распознать повседневное насилие
Упреки, вспышки раздражения, игра в молчанку… Чтобы не переступать черту в отношениях, важно понимать свои желания и уважать суверенность другого.
Часто мы даже не понимаем, что подвергаемся насилию или, наоборот, сами его совершаем. Сексуальное принуждение, угрозы, пощечины – примерно так мы представляем себе насилие в паре. Но мелкое повседневное нарушение границ, которое происходит во множестве пар, тоже опасно. «Насилие – это любые формы моего воздействия на другого человека с целью заставить его против собственной воли делать то, что нужно мне, – объясняет гештальт-терапевт Илья Латыпов. – Когда речь идет о паре, это означает, что один партнер говорит: «Нет, я не хочу это делать», а второй тем или иным способом его принуждает». Причем не обязательно это происходит в грубой форме. Например, муж может спокойным тоном сказать жене: «Если ты откажешься сделать по-моему, тогда, извини, я лишу тебя денег» – и таким образом добиться своего. Это будет насилие, потому что он осознанно нарушает ее личные границы.
Значит ли это, что тот, кто совершает насилие, хочет причинить боль другому? Вовсе не обязательно. «Классический пример – желание переделать партнера, – говорит Илья Латыпов. – Вслух я говорю: «Ты должен стать другим, это для твоего же блага!» Но мой истинный мотив – «Ты должен стать другим, чтобы мне было хорошо». Но я не могу себе в нем признаться и бессознательно маскирую его под заботу о партнере, не обращая внимание на его (ее) сопротивление».
А в некоторых случаях, чтобы не совершить насилия, не перейти границы, необходимо услышать однозначное «да». Получить согласие на свои действия от партнера следует в ситуациях, затрагивающих психологическую суверенность. Это понятие было предложено психологом Софьей Нартовой-Бочавер. «Суверенное пространство взрослого человека – это те объекты, на которые полностью распространяется его власть: его тело, его личные вещи, его ценности и убеждения, его социальные контакты, – объясняет гештальт-терапевт. – Это означает, что у каждого из нас есть личная территория и проникать на нее без нашего согласия нельзя. Грубо говоря, пока я не сказал: «Да, можно», не прикасайся!»
На практике личные границы нарушаются на каждом шагу. Многие не видят проблемы в том, чтобы без спросу изучить переписку партнера в его телефоне. Одержимая порядком жена может скандалить с мужем из-за хаоса в его шкафу. Муж – велеть жене прекратить общаться с подругами или уйти с любимой работы. «У нас в стране в силу исторических традиций личные границы, личное пространство размыты, потребность в них не всем очевидна, – размышляет Илья Латыпов. – Разговаривая с клиентами, я часто узнаю, что, например, в доме у них нет места, где они могут побыть в уединении, – все общее. И сами они не осознают, что у них есть права на свое тело, свои вещи. Во многом это зависит от того, как к нам относились в детстве. Если в родительской семье не уважали наши потребности, то, скорей всего, мы и сами не будем их уважать».