Можно ли ездить в России с иностранными правами? Конечно, да. Но только не в том случае, если вы собираетесь зарабатывать на жизнь как профессиональный водитель после 1 июня этого года

АвтоМирАвто

Право

Международное право

Можно ли ездить в России с иностранными правами? Конечно, да. Но только не в том случае, если вы собираетесь зарабатывать на жизнь как профессиональный водитель после 1 июня этого года

К нам не лояльны

Если в России иностранные права принимаются без проблем – если, конечно, они выданы в стране, которая участвует в Конвенции о дорожном движении 1968 года, то к российским правам за границей относятся не так лояльно. У туристов проблем практически нет, разве что в Испанию, Турцию, на Кипр стоит брать с собой не только национальное российское, но и международное водительское удостоверение. А вот для тех, кто собирается за границу на ПМЖ, новости плохие – большинство стран требует от новых жителей, чтобы те учились как новички, сдавали экзамены и получали местные водительские удостоверения по всем правилам. Сроки, в течение которых это нужно сделать, везде разные, но обычно колеблются в интервале от 3 до 12 месяцев, прошедших после пересечения границы.

Водительские удостоверения, выданные за рубежом, встречаются в России не так уж и редко. Одних только мигрантов, находящихся на территории нашей страны, сегодня насчитывается около 10 миллионов. Плюс иностранцы-путешественники и дальнобойщики, а также наши сограждане, получившие права в других странах. Но насколько законна езда с такими документами?

Вообще Россия – одна из наиболее лояльных стран по отношению к иностранным правам. В отличие от других государств, у нас не требуется по прошествии определенного времени (как правило, полугода) менять водительское удостоверение на российское. Сколько бы иностранец ни жил на нашей территории, его документ здесь действителен вплоть до истечения срока его действия, и то если таковой имеется. Если же предельный срок не указан, то документ будет считаться бессрочным и в России.

То же касается и наших соотечественников, имеющих на руках иностранное водительское удостоверение. Единственное условие его использования – у владельца не должно быть российского водительского удостоверения. Тем, кто попытается схитрить, предъявляя инспектору ДПС иностранные права вместо российских, напомним, что в наше время факт их выдачи проверяется моментально – путем онлайн-запроса в соответствующую базу данных.

Нельзя просто так прийти и поменять иностранные права на российские. Желающим получить именно наше удостоверение придется сдавать все экзамены как новичкам

Не помешает также знать, что если российский суд лишил водителя права управления транспортным средством, то использование другого водительского удостоверения, в том числе иностранного, невозможно: водитель заносится в «черный список» и может быть вычислен опять же в несколько «кликов».

Наряду с национальным водительским удостоверением в России признается и международное – многостраничная книжка с переводом основной информации на наиболее распространенные языки мира. Однако пользоваться таким документом можно только при условии, что одновременно с международными предъявляются и национальные права.

Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Серьезную обеспокоенность как самих приезжих, так и их работодателей вызывает введение с 1 июня 2017 года запрета на использование иностранных прав теми, кто за рулем зарабатывает себе на жизнь в качестве индивидуального предпринимателя или наемного водителя. Им придется менять иностранные права на российские – таковы требования закона. Из-за того, что в транспортной отрасли задействовано огромное количество мигрантов, введение этой нормы уже дважды переносилось. Но на очередную отсрочку, похоже, рассчитывать не приходится. Заметим, что это требование не касается водителей транспортных средств, участвующих в международном дорожном движении, то есть дальнобойщиков, автотуристов и прочих заезжих путешественников.

Обмену не подлежит

Просто так поменять иностранное национальное водительское удостоверение на российское, фактически, нельзя. Тем, кому нужны именно наши права, придется на общих основаниях сдавать все экзамены – теоретический и два этапа практического (на автодроме и в условиях реального движения), а также предъявить действующую медицинскую справку, полученную в России. И надо быть готовым к тому, что быстро сделать все это не удастся, поскольку может потребоваться направление международного запроса о подтверждении выдачи предъявляемого к обмену документа и ожидание положительного ответа на него. При выдаче российских прав иностранные не забираются и остаются на руках у владельца.

Среди всех приезжающих в Россию трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, более 8% заняты именно в транспортной сфере. Всем им к 1 июня придется получать российские права

Кроме того, нужно учитывать, что несмотря на лояльность законодательства по отношению к иностранным водителям, не каждый документ, выданный за рубежом, принимается в России безоговорочно. Так, если права выданы в стране, не являющейся участницей Конвенции о дорожном движении 1968 года или иных международных договоренностей, прямо предусматривающих обязанность признания таких документов, при предъявлении национального водительского удостоверения полиция потребует заверенный перевод на русский язык. Оформить его могут в бюро переводов либо у нотариуса, имеющих такие полномочия. Можно также обратиться для этого в посольство страны, выдавшей права. Требование о наличии перевода сугубо формальное и не зависит от того, понимает инспектор, что написано в правах, или нет. Его отсутствие – повод оформить протокол за управление транспортным средством лицом, не имеющим такого права, оштрафовать на круглую сумму и задержать машину с эвакуацией на штрафстоянку.

Преследуется по закону

В преддверии введения с 1 июня требования об обязательном наличии российских прав у профессиональных водителей-иностранцев, работающих в нашей стране, предостерегаем от вовлечения во всевозможные мошеннические схемы. Предложений получить российские права уже сейчас достаточно в Интернете, однако, как показывает опыт, все они предполагают оформление подделки. Не только изготовление, но и использование таких документов чревато серьезными проблемами с законом, причем уголовным. Еще одна популярная некогда схема – получение так называемого перевода водительского удостоверения (не путать с официально заверенным переводом). Суть его в том, что за незначительную сумму клиенту доставляют якобы перевод его иностранных прав, причем аж в двух вариантах – книжка и пластиковая карточка. Все направлено на то, чтобы создать иллюзию того, что клиент держит в руках соответственно международное и национальное водительские удостоверения. Не вдаваясь в юридические тонкости, достаточно сказать, что эти якобы документы – филькина грамота. Однако не особо осведомленные в тонкостях права работяги из стран не самого дальнего зарубежья вполне могут «клюнуть» на эту наживку и, как минимум, остаться без работы. В худшем же случае им грозит депортация на родину и запрет на въезд в Россию на пару-тройку лет.

Текст: Дмитрий Рощин

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глотка дьявола Глотка дьявола

Водопады Игуасу определенно входят в пятерку самых красивых и самых мощных

АвтоМир
Квартирный опрос Квартирный опрос

«Прощальное» интервью с главными звездами сериала «Девочки».

Glamour
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
BMW X1 BMW X1

Больше пространства внутри, больше удобства. Но при этом и цена заметно выше, чем ранее.

Quattroruote
Моя история Моя история

Что хотели сказать чиновники, задумывая новых вологодских «Опричников»?

Дилетант
Полоса препятствий Полоса препятствий

Как норвежская компания научила географа строить веревочные парки в России.

Forbes
Сергей Кущенко Сергей Кущенко

Президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко знает, как заработать на спорте.

GQ
Алена Хмельницкая: «Главное — нравиться себе самой» Алена Хмельницкая: «Главное — нравиться себе самой»

Меня очень долго не устраивала собственная внешность

Караван историй
Mercedes G 500 4X4 Mercedes G 500 4X4

Технические решения позволяют духу приключений резвиться без стеснения на самом сложном бездорожье.

Quattroruote
Дольф Лундгрен Дольф Лундгрен

Дольф Лундгрен рассказывает, как его угораздило стать танкистом на старости лет

Maxim
Спроси себя, как часто у тебя болит голова? Спроси себя, как часто у тебя болит голова?

Из-за чего может болеть голова?

Cosmopolitan
Mazda6 против Kia Optima Mazda6 против Kia Optima

Вместительные, хорошо оснащенные седаны – излюбленный формат российского покупателя. И Mazda6, и Kia Optima умеют играть по законам жанра.

АвтоМир
Давно пора за­вя­зывать Давно пора за­вя­зывать

Актриса Дакота Джонсон о плюсах и минусах работы в противоречивом кинопроекте

Glamour
Дело реставратора Дело реставратора

Американский фэшн-магнат из Ленинграда Леон Макс показывает свою трехсотлетнюю английскую дачу.

Tatler
Оксана Скакун. Трудности перевода Оксана Скакун. Трудности перевода

Чем сильнее актрису бьет жизнь, тем легче ей перевоплощаться в своих героинь

Караван историй
Ирина Алексеенко Ирина Алексеенко

Ирина Алексеенко работает над созданием препарата для лечения рака

Esquire
Елена Борщева Елена Борщева

Интервью. Елена Борщева: «В семейных отношениях главное – интеллектуальная страсть!»

Лиза
Последний приют императора Последний приют императора

Император сам заложил первый камень в фундамент Михайловского замка

Караван историй
Как Лукас Хеджес обнаружил себя в «Манчестере у моря» Как Лукас Хеджес обнаружил себя в «Манчестере у моря»

Лукас Хеджес рассказал о работе в драме Кеннета Лонергана

Правила жизни
Татьяна Друбич Татьяна Друбич

Татьяна Друбич об актерской профессии и работе в фонде «Вера»

Glamour
Игра в войну Игра в войну

Скоро служба в армии станет не менее интересна, чем игра в Counter-Strike

Популярная механика
Война в онлайне Война в онлайне

Почему стоимость компании «Юлмарт» за год упала на $900 млн.

Forbes
Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio

Настал момент истины для топовой версии итальянского седана.

Quattroruote
Артем Кухаренко Артем Кухаренко

Компания Артема Кухаренко победила Google на чемпионате по распознаванию лиц

Esquire
Уравнение со многими неизвестными Уравнение со многими неизвестными

Многомиллиардные госзаказы уходят без тендера таинственным подрядчикам.

Forbes
Заявить ему о своих требованиях Заявить ему о своих требованиях

Мы работаем лучше, если чувствуем душевное равновесие

Psychologies
Двигатель прогресса Двигатель прогресса

Рубен Варданян — сооснователь «Сколково», бизнесмен и филантроп.

GQ
“Причина социальной тревоги – страх быть отвергнутым” “Причина социальной тревоги – страх быть отвергнутым”

Стеснительность иногда превращается в расстройство, которое мешает нам жить

Psychologies
Пенелопа Крус: “Мы все – одни из многих” Пенелопа Крус: “Мы все – одни из многих”

Пенелопа Крус – самая «домашняя» из кинозвезд

Psychologies
Прозрачные намеки Иори Томиты Прозрачные намеки Иори Томиты

Японский художник превращает ненужную рыбакам рыбу в произведения искусства

Популярная механика
Открыть в приложении