Портрет
Двигатель прогресса
Сооснователь «Сколково», экс‑CEO «Тройки диалог» и один из первопроходцев российского социального предпринимательства Рубен Варданян умеет видеть будущее. GQ узнал у него, как бизнес может спасти мир, почему думать о смерти нормально и, главное, зачем ему все это.
Заглядывать на несколько десятилетий в будущее Рубен Варданян умел, когда ему еще было 15. «Оканчиваю школу, потом экономический факультет МГУ, потом преподаю в университете в Ереване, как отец. От дома, опять же, близко», — 48‑летний Рубен Варданян вспоминает свой четкий план, с трудом сдерживая улыбку. Обычно в этом месте пишут «но что‑то пошло не так» или просто раздается звук ba‑dum‑tss. Но все правда пошло не так: СССР разваливается, плановая экономика сменяется рыночной. И вот уже в 22 выпускник экономфака МГУ Варданян стажируется в итальянском Banca CRT, становится начальником отдела по первичному размещению в только что созданной «Тройке Диалог». В 23 — возглавляет эту брокерскую компанию, которая фактически формирует рынок и в 2011 году будет продана Сбербанку больше чем за $1 млрд. Ba‑dum‑tss.
В зале ресторана «Долмама» в Романовом переулке передо мной сидит глава инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры», человек, чье состояние Forbes оценивает в $0,95 млрд. Он дружит с Джорджем Клуни и Германом Грефом, у него четверо детей. В России про таких обычно говорят «добился всего»: расслабился и живет где‑то за рубежом. Рубен Варданян и правда много времени проводит за пределами России: день в Бразилии, два в Армении, накануне нашей встречи вернулся из США. Это не путешествия, это все из‑за проектов. Для себя он предпочитает термин, который в России совсем не ассоциируется с международными перелетами и сотрудничеством с голливудскими звездами: социальный инвестор и предприниматель.
Филантропия и меценатство среди российских бизнесменов в 2010‑х — не редкость. Например, Зиявудин Магомедов, с которым Варданян делил комнату в общежитии МГУ, реконструировал Большой театр. Но у Варданяна все иначе. Он так и говорит: «Если бы я воспринимал эти перелеты как работу, то вряд ли они давались бы так легко, но я просто так живу, мне комфортно». И это не кокетство. Его социальные проекты — продолжение его самого, характера и образа мышления.
Например, в 30 лет он понял, что пора писать завещание: «Это мотивировано мыслями не о смерти, а о том, как будут жить мои дети, что я им оставлю». Кажется, говорю ему, этот способ заглядывать в будущее одинаково характерен как для еврейских, так и для армянских мужчин. Мой отец-армянин любые нравоучения начинал (и продолжает) со слов «вот меня не будет». Варданян в ответ смеется: «Никогда об этом не думал под таким углом». Сам он склонен видеть отголоски такого подхода в самурайской философии. Так или иначе, из мыслей о завещании и наследовании выросла компания Phoenix Advisors. За последнее столетие впервые в нашей стране, говорит Варданян, сложится ситуация, при которой бизнесменам его поколения через 10–20 лет будет что оставить своим детям. Рынка и культуры преемственности в России фактически нет, и Варданян вместе с возглавившим Phoenix Advisors Олегом Царьковым, человеком, первым в стране организовавшим IPO, собирается это исправить. Попытка ответить на вопрос «что оставить после себя» не только в материальном, но и в духовном смысле, планирование преемственности и управление капиталом — этот бизнес заточен на то, чтобы фактически создать новую индустрию для тех первых россиян, которым действительно будет что передать своим детям.
Вот еще один пример. Представьте самый разгар потребительского изобилия начала нулевых. Классово близкие Варданяну знакомые с удовольствием тратят заработанное сначала в «Осени», потом в «Зиме». Депозиты за ложу доходят до $50 тысяч, свободных мест нет. Варданян и сам был не против сходить на дискотеку, даже подраться, но все это было еще в ереванской школе. В 2005 году Рубен, сам получавший бизнес-образование за рубежом, вдохновляется идеей построить в России международную бизнес-школу и вместе с Андреем Раппопортом, Михаилом Куснировичем, Германом Грефом, Леонидом Михельсоном, Гором Нахапетяном, иностранными партнерами и другими единомышленниками вкладывается в создание «Сколково». Они сразу решили, что воспитанные в бизнес-школе кадры должны не только вписываться в международный контекст (это предусматривает любая похожая бизнес-школа), но и уметь мыслить и работать в российских