Фантазировать и\или желать
Исследуем вместе с экспертами уникальную человеческую способность создавать в воображении образы и миры. Как она работает нам во благо и когда может помешать жить в реальности.
«Первый год после рождения дочери я мечтала только об одном: как следует выспаться! – вспоминает 32-летняя Ирина. – Сейчас ей пять, она ходит в садик и вообще вполне самостоятельна, так что я давно уже отоспалась. Теперь я думаю, что можно выйти на работу. Будет больше денег, и мы сможем путешествовать. Байкал и Селигер – вот два места, где мне хотелось бы побывать больше всего! Иногда я закрываю глаза и представляю: берег, светит солнце, вода блестит…»
Наверное, каждый из нас мечтает или мечтал о чем-то. О сбыточном и несбыточном. Полететь в космос, создать свой бизнес, родить ребенка, встретить настоящую любовь... Содержание этих видений многое может рассказать нам о нас самих!
Зеркало будущего
Способность мечтать – уникальная черта человеческого разума, часть нашей психики и культуры. Мечты возникают в результате взаимодействия между нашим сознанием, бессознательным и внешними влияниями, включающими обстоятельства, круг общения со свойственными ему ценностями, информационный фон и общественное мнение. Но в центре каждой мечты всегда находится наше «Я»: это нечто вроде сна наяву, когда мы видим себя в разных ролях и в разном окружении.
Мечты отражают и наши насущные потребности, и более отдаленные цели, амбиции, планы на будущее. Многие взрослые так выбирали профессию – они видели себя в мечтах кем-то. «Я проводила тренинг в аудитории медиков и задала вопрос, во что они играли в детстве, – рассказывает игротерапевт и гуманистический психолог Елена Пиотровская. – Все они поголовно лечили зверей и кукол, а одна девушка играла в лаборанта, у нее были пробирки, она «брала анализы».
Мечта – своего рода визуализация того, чего мы хотим добиться, которая вдохновляет нас на достижение этих целей, повышает мотивацию и направляет наши действия, открывая возможность самореализации.
Внутренние сады
Мечты также могут быть отражением наших не вполне осознанных мыслей и эмоций. С их помощью мы обрабатываем свои переживания и травмы и можем лучше разобраться во внутренних конфликтах и проблемах. «Если мы даем человеку место, время и позволение разворачивать процесс мечтания, то в нем всплывают очень глубокие пласты внутренней жизни, – уверена Елена Пиотровская. – Иногда они содержат что-то страшное и болезненное, но если не бояться через это пройти, то затем внутренний мир гармонизируется. Это важная деятельность, но, конечно, мы должны следить за тем, чтобы она сочеталась с жизнью, а не отодвигала ее». Мечты позволяют нам выразить эмоции и желания, которые мы можем подавлять в повседневной жизни. Они указывают на то, чего нам особенно остро не хватает, даже если на первый взгляд выглядят странно. Франсуаза Саган описывает в повести «Любите ли вы Брамса?» молодого мужчину со странными повадками – он прячется, подглядывая за тем, как его возлюбленная оформляет витрину: «...Он всегда любил прятаться. Или вдруг начинал делать судорожные движения левой рукой, а правой будто бы сжимал в кармане револьвер, или притворялся, будто рука покрыта экземой». В чем смысл такого поведения? Ему хочется прятаться и в то же время быть найденным, обнаруженным; он жаждет оказаться в центре внимания, все равно каким способом, например, вызвав подозрения или жалость. Эти способы, по видимости ребячливые, показывают, насколько серьезно ему требуется обрести чувство собственной значимости, свое место в жизни.
«Через мечту, какой бы она абстрактной или экстравагантной ни выглядела, можно приблизиться к тому, что мы на самом деле хотим, какие у нас желания, потребности, чего не хватает, – замечает гештальт-терапевт Екатерина Чижова. – Но есть и такие фантазии, которые несут удовлетворение сами по себе, давая человеку психологическое убежище, отдых, расслабление». На этом свойстве воображения основаны медитативно-релаксационные техники: нам предлагают представить себе тихое место, красивый сад или морское побережье, где мы чувствуем себя в безопасности, – и готово! Нет необходимости отправляться в путешествие, желаемое состояние достигнуто здесь и сейчас.
С чувством глубокого удовлетворения
Мы начинаем мечтать с самого детства. У многих взрослых есть тенденция относиться к мечте как к потенциальной цели, замечает Елена Пиотровская. Ребенок мечтает о собаке – отлично, приучишься ухаживать, станешь более дисциплинированным. Иногда так и бывает. «Но мечта – это еще и возможность заглянуть внутрь личности, – подчеркивает игротерапевт. – Ведь собаку можно хотеть по совершенно различным мотивам. Кто-то хочет обнимать кого-то мягкого, теплого. А другой представляет, как он идет с выставки собак и его четвероногий друг весь в медалях. Важна не только мечта сама по себе, но и то, что ее питает, наполняет». Понимание этой специфики полезно и для взрослых людей. Прежде чем воплощать желанные образы в жизнь, не лишним будет проанализировать, к каким впечатлениям они приведут нас, что мы получим в результате. На психологических тренингах есть возможность пережить исполнение мечты в игровой форме. «Например, кто-то говорит: «Хочу быть директором завода!» – рассказывает Елена Пиотровская. – Тогда