Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию
Принцип «Используй или потеряешь» описывает работу мозга, но также и может служить предостережением для родителей. Какие сферы жизни и развития ребенка сейчас стали слабым звеном? Наши эксперты – психофизиолог, клинический психолог и специалист по эмпатии – обращают внимание на ключевые, по их мнению, навыки.
1Полезный труд
В чем проблема
«Все больше становится детей, которым трудно самостоятельно планировать и организовывать свои дела, – рассказывает психофизиолог Вячеслав Лебедев. – Это особенно заметно при выполнении домашних заданий: родителям приходится постоянно быть рядом. Хотите предотвратить проблему? Включите бытовые заботы в жизнь ребенка». Как связаны обязанности по уборке и поддержанию порядка в доме, уходу за питомцем и развитие самостоятельности в учебе? И то и другое ребенок делает не по собственному желанию: это необходимость, которую определяют взрослые. «Бытовые обязанности требуют волевых усилий, – продолжает психофизиолог. – И становятся своего рода упражнением на устойчивость к монотонной и неинтересной для ребенка деятельности».
Ценность для будущего
«Домашний труд тренирует, пожалуй, главную «мышцу» нашего мозга – лобные доли, – объясняет Вячеслав Лебедев. – Именно они отвечают за социальное «надо», контролируя и подчиняя себе природное «не хочу», помогая ребенку подниматься на первую ступеньку личностного развития». Доступная ребенку ежедневная рутина позволит ему выработать устойчивость к выполнению неинтересных и подчас скучных для него задач, которыми полон мир.
Что предпринять
Лет с 5–6 подключайте ребенка к общим семейным делам, регулярно и планомерно. «Не поручайте сразу много дел, – подсказывает психофизиолог. – Внедряйте новые обязанности только после того, как прежние стали уже привычными. При необходимости их можно менять, но не чаще, чем одну за 2–3 месяца». Бывает полезно завести план уборок с местом для отметок об их выполнении ребенком.
2Познавательная активность
В чем проблема
Казалось бы, интернет открывает детям целый мир. Но как они распорядятся этими возможностями? «Гаджеты предлагают маленьким пользователям прежде всего визуальный контент, его не требуется добывать, они его пассивно потребляют, – отмечает клинический психолог Елена Морозова. – Но в раннем возрасте ребенок познает мир через все органы чувств, через движение, первая стадия развития интеллекта так и называется – сенсомоторная. Ребенку все надо пощупать, понюхать, попробовать на вкус, освоить физически». Мышление дошкольника наглядно-действенно, оно развивается в контакте с предметным миром. Сосредоточение на цифровой информации глушит его живую, поисковую, исследовательскую активность.