Старикам везде у нас почет
Самые уважаемые автомобильные марки в современной России
Какие эмоции мы испытываем, подходя к своему автомобилю? Гордимся мы им или стесняемся, радуемся, открывая дверь, или испытываем чувство жалости к себе? Ответы на эти вопросы зависят не только от стоимости автомобиля, но и от такого эфемерного показателя, как «сила бренда».
Пока автомобиль не превратился в простой бытовой прибор наподобие пылесоса, пока его покупка остается не только рациональным решением, но и эмоциональным, а в нашем лексиконе кроме «автовладельца» будет присутствовать и слово «автолюбитель», одним из важных критериев оценки автомобиля будет оставаться та самая весомость бренда, который он представляет. А харизма, как известно, дело наживное. Редко когда она возникает ниоткуда, и количество лет, проведенных на рынке, не менее важно, чем победы в автогонках, продакт-плейсмент в кинофильмах и тому подобное. Так какие же автомобили, которые сейчас официально продаются в России, имеют самую долгую историю? Кто из них в этом плане круче?
Есть, да не про нашу честь
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1885 году Карлом Бенцем, а 29 января 1886 года он получил на него патент. Разумеется, руководство Mercedes-Benz уверяет, что их марка ведет историю именно с 1885 года. Но на самом деле Mercedes-Benz как бренд появился только в 1926 году – это случилось после слияния двух конкурирующих компаний: Benz & Cie и Daimler- Motoren-Gesellschaſt.
Поэтому на звание самого старого из существующих до сих пор автомобильных брендов претендует Peugeot. Ведь свой первый автомобиль Арман Пежо построил еще в 1889 году. Правда, это была модель с паровым мотором. Но в 1890 году появился автомобиль и с двигателем внутреннего сгорания. Второе место по возрасту среди ныне живущих марок – за немецким «Опелем». Адам Опель открыл свою фабрику по производству швейных машинок в 1862 году, но в 1898-м был создан и автомобиль. Сначала он продавался под маркой Opel-Lutzmann. Далее идет французский бренд Renault – компания Renault Frères, то есть «Братья Рено», была создана в 1899 году, а уже к 1901-му марка входила в десятку крупнейших в мире. В том же 1899 году был, кстати, создан и FIAT – Fabbrica Italiana Automobili Torino, Итальянская автомобильная фабрика Турина. А вот такие автомобильные бренды, как Ford, Chevrolet, BMW или Skoda, появились уже заметно позже.
1MG. 1924 год
Старейшей маркой, которая сейчас официально представлена на российском рынке, является… британский бренд MG, или Morris Garages. Эта компания была основана еще в 1924 году Сесилем Кимбером в Оксфорде и специализировалась на выпуске спортивных машин. Например, великий Стирлинг Мосс в 1957 году разогнался на озере Бонневилль на MG до фантастических для того времени 395 км/ч.
За свою историю MG пережила немало. В 1970-х годах производство машин было даже прекращено. Но затем бренд вновь возродился. MG была даже в собственности у BMW. На рубеже веков MG переживала не лучшие времена. Но в 2005 году марку MG купил китайский концерн Nanjing Automobile. Производство автомобилей сначала было перенесено в китайский город Нанкин, однако затем MG вновь начали делать также и в Британии, а сама компания Nanjing Automobile вошла в состав большого китайского концерна SAIC. Сейчас благодаря инвестициям со стороны SAIC британская марка выпускает широкую линейку моделей. В том числе и электрических. В России с осени 2023 года уже реализуется седан MG5. А в первом полугодии 2024 года планируется официальное начало продаж трех моделей: лифтбека MG6, а также кроссоверов MG HS и MG ZS.
2«Москвич». 1946 год. Но может и 1930-й
О своей богатой истории говорит и возрожденный «Москвич». Ведь автомобильный завод в Москве начал выпускать автомобили еще в 1930 году. Правда, сначала ни о каком «Москвиче» речи не было – в столице собирали ГАЗ-А и ГАЗ-АА, в то время предприятие было лишь филиалом Горьковского автозавода. Затем был автомобиль КИМ-10 – опытные образцы собрали в 1940 году. Потом предприятие переименовали в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). И лишь в самом конце 1946 года был собран первый «Москвич400», который внешне копировал Opel Kadett.
А в 1956 году появился «Москвич-402», в 1957-м – усовершенствованный «Москвич 407» с которого началась история участия российских автомобилей на международных ралли. В 1968 году «Москвич-412» успешно участвовал в марафоне Лондон – Сидней, а в 1970-м – в ралли Лондон – Мехико. Машины марки успешно экспортировались, в том числе в капиталистические страны, например в Бельгию, Великобританию и Финляндию. А была даже попытка наладить продажи «Москвича» в США – есть даже фото московской машины на Манхэттене.
В 1990-х годах «Москвич» переживал трудные времена. В 2001-м были собраны, казалось, последние автомобили этой марки. Но в 2022-м выпуск «Москвичей» был возрожден. В 2024-м под этим брендом собирают из китайских комплектующих кроссовер «Москвич 3» и лифтбек «Москвич 6».