Этапы роста: как распознать аномалию
Нормальное развитие — понятие относительное. У каждого ребенка есть черты, выходящие за рамки средних показателей возраста. Но иногда особенности мышления и поведения осложняют жизнь ему самому и окружающим. Это можно вовремя заметить и скорректировать.
Ваш 5-летний сын признается, что по вечерам видит страшного монстра в углу комнаты. Дочь-третьеклассница не расстается с любимой игрушкой и носит ее даже в школу. Подросток подолгу сидит, замерев и уставившись в одну точку, и не общается со сверстниками… Что это, особенности нервной системы, характера или симптом серьезного психического нарушения? И когда начать беспокоиться? Многим родителям бывает трудно пойти с этими вопросами к специалисту: если психиатр подтвердит реальность проблемы, придется не только перестраивать жизнь и пересматривать планы на будущее, но и столкнуться с собственными страхами (чаще всего – социального отвержения) или чувством вины… Если некоторые явные нарушения, вроде тиков или заикания, трудно игнорировать, то во многих других случаях взрослым спокойнее не придавать значения странностям в поведении ребенка, потому что хочется верить, что все само пройдет и на самом деле он здоров. Однако вовремя заметить проблему – значит сделать первый шаг к ее решению. Ведь мозг маленького ребенка пластичен, способен учиться и имеет большой адаптивный ресурс1.
Дети с проблемами психического здоровья, как показало недавнее масштабное исследование, подвергаются большему риску социальной изоляции, низкого уровня образования, финансовых трудностей и употребления тяжелых психоактивных веществ, а также они с большей вероятностью будут иметь плохое самочувствие (физическое и психическое) в дальнейшем2. И наоборот, ранняя диагностика позволит скорректировать многие нарушения развития. Но их не определить на глазок самим, здесь стоит проконсультироваться со специалистом.
«Проявления болезни внешне часто неотличимы от индивидуальных особенностей, – замечает детский психиатр Инна Марголина, – все дело в выраженности этих черт, в их влиянии на качество жизни ребенка. Если дошкольник утверждает, что видит монстров и (или) слышит их голоса, можно предположить, что у него богатое воображение, но эти же идеи могут быть и тревожным признаком, особенно если фантазирование теряет произвольность и ребенок видит нечто необычное в самых разных местах и в любое время». Еще пример: у 2-летнего ребенка, который отрывает крылышки у бабочки, врач вряд ли заподозрит социопатию, поскольку в этом возрасте исследовательский интерес может преобладать над чувством жалости. А вот проявления жестокости у школьника, особенно когда он бьет младших или причиняет боль исподтишка, с выражением удовольствия, может говорить о садистической наклонности, искажении влечения или о детской шизофрении.
Видеть в реальности или представлять в воображении?
На какие еще особенности в поведении ребенка обращать внимание? «Приглядитесь, насколько ребенок способен переключаться, сбалансированы ли его занятия и увлечения, – подсказывает Инна Марголина. – Не мешают ли ему его особенные качества (скажем, выраженная медлительность, неряшливость, гиперактивность или замкнутость) в повседневной жизни, в учебе, в общении со сверстниками? Успевает ли он за темпом класса в школе? Прислушайтесь к мнению учителя, тренера, внеклассного педагога, сверстников. Обратная связь внешнего мира не всегда объективна, но и полностью игнорировать ее не следует».