Рассказываем драматичную историю ГАЗ-3105

РБКАвто

Прорыв в никуда. Тест-драйв уникальной «Волги»

Эта машина не имела ничего общего с прежними «Волгами» и была способна на революцию в российском автопроме. Но в итоге стала грустным памятником событиям девяностых годов. Рассказываем драматичную историю ГАЗ-3105

Михаил Конончук

756207445965996.jpg

Не считая испытательных прототипов, таких седанов было сделано около полусотни. До наших дней дожило еще меньше, а счет хорошо сохранившихся экземпляров идет буквально на единицы. ГАЗ-3105 — один из самых редких отечественных автомобилей в истории, а объем заложенных в него инноваций поражает воображение. При таких вводных он должен считаться жемчужиной любой коллекции, но даже в узком кругу энтузиастов вызывает, скажем так, смешанные реакции. Почему?

Потому что так работает человеческая память. Что вы видите на этих фотографиях? Странноватую машину из девяностых — умершую, так и не успев родиться. Сколько их было, таких проектов: что ни автосалон, то выставка грандиозных планов на будущее, которые в итоге оказывались пустыми фантазиями. Это в лучшем случае, а в худшем — вообще ширмой для преступников. Помните нелепые растянутые «Москвичи» с решетками в стиле Rolls-Royce? Так вот, пока мы слушали байки о новом курсе на люксовый сегмент, фабрику безжалостно растаскивали на части.

А сильнее всех хорохорился Горьковский автозавод. Раз за разом автомобильная пресса трубила об очередной совершенно новой «Волге», которая вот-вот — потерпите пару лет — встанет на конвейер, после чего будет и внедорожник, и пикап, и другой внедорожник… Но заканчивалось все одинаково: перспективные разработки отправлялись на свалку, а разлагающийся труп «двадцать четвертой» модели обмазывали новым слоем косметики и возвращали на рынок.

Словом, ничего хорошего в нашем автопроме тогда не творилось, и «Волга-3105» за давностью лет кажется одной из тех бессмысленных, заранее обреченных на провал машин. Но в действительности речь идет о серьезном и масштабном проекте, сравнить с которым можно только запуск Lada Vesta уже в наше время — когда тольяттинцы сделали по-настоящему новую модель, а не вариацию «восьмерочной» платформы.

Самое важное, что надо понимать — это не слепленное кое-как дитя голодных девяностых. Точнее, не совсем оно. Большинство конструкторских и дизайнерских работ успели провести еще в СССР, с нормальным финансированием. А финансировать было что, ведь новый автомобиль не имел вообще ничего общего с прежними «Волгами»! Независимая подвеска McPherson по кругу, реечное рулевое управление с гидроусилителем, дисковые тормоза на обеих осях, совершенно новые двигатели и принципиально другая трансмиссия.

756207465378155.jpg
Самое важное, что надо понимать — это не слепленное кое-как дитя голодных девяностых.

Перейти на такие технологии после шкворней, неразрезных мостов и рессор — все равно, что наладить выпуск смартфонов на калькуляторном заводе. Поэтому логично, что газовские конструкторы для начала решили выяснить, как эти «смартфоны» устроены. Глаза вас не обманывают: машину правда делали с оглядкой на иномарки тех лет — главным образом на Audi 100, у которой позаимствовано немало компоновочных и технических решений. Но говорить о прямом копировании все же некорректно. Скорее, ГАЗ-3105 — это вольный пересказ изученной темы: в деталях проект был полностью оригинальным.

Вернее, проекты. Ведь в новое семейство должны были войти сразу три седана — переднеприводный 3103, заднеприводный 3104 и удлиненный люксовый 3105 с полным приводом и двигателем V8. На стыке 1985-1986 годов работы входят в активную стадию: вовсю проектируется новый четырехцилиндровый двигатель (в итоге он станет известным ЗМЗ-406), идет макетирование кузовов, а уже в 87-ом появляются первые ходовые прототипы. Между прочим, с экзотическим даже для иномарок решением — очень низкой линией остекления и разделенными надвое окнами, где открывались только нижние форточки. Стильно, но сомнительно с точки зрения удобства, поэтому впоследствии от такого хода откажутся. Но еще раньше произойдет событие, которое предопределит печальную судьбу новой «Волги».

756207495767460.jpg
На стыке 1985-1986 годов работы входят в активную стадию: вовсю проектируется новый четырехцилиндровый двигатель (в итоге он станет известным ЗМЗ-406), идет макетирование кузовов.

1988 год. В рамках борьбы с привилегиями Михаил Горбачев распоряжается прекратить выпуск представительской «Чайки» ГАЗ-14 и уничтожить все производственное оборудование. А руководство завода получает рекомендацию отложить работу над условно народными 3103/3104 и сосредоточиться на 3105, потому что новые служебные машины чиновникам все-таки нужны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Почему невыгодно продавать квартиру через риелтора Почему невыгодно продавать квартиру через риелтора

Почему не стоит продавать квартиру через риелтора и как это можно сделать иначе

СНОБ
Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
Быстрее звука: как летчица Марина Попович проложила женщинам дорогу в реактивную авиацию Быстрее звука: как летчица Марина Попович проложила женщинам дорогу в реактивную авиацию

90 лет со дня рождения Марины Попович — летчицы-испытательницы 1-го класса

Forbes
Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов

Правила жизни Эдуарда Лимонова

Esquire
Расхламляем холодильник: 5 простых лайфхаков Расхламляем холодильник: 5 простых лайфхаков

Возможно, ваш холодильник стоит привести в порядок?

Psychologies
Кто Вы, княгиня Эльга? Кто Вы, княгиня Эльга?

Отрывок из готовящейся к печати книги «Киев — Москва. Расхождение»

Дилетант
«Отчаянные домохозяйки»: как изменились главные героини культового сериала «Отчаянные домохозяйки»: как изменились главные героини культового сериала

Сериал «Отчаянные домохозяйки» перевернул наши стереотипы

Cosmopolitan
День в истории: Дар городу День в истории: Дар городу

165 лет назад 22 мая основана Третьяковская галерея

Лиза
Семейный бизнес: как старейшая итальянская марка развивает тренд на экологичность в России Семейный бизнес: как старейшая итальянская марка развивает тренд на экологичность в России

Генеральный директор Boggi Milano — о том, как бренд открыл 10 бутиков в России

Forbes
Как изменились актеры «Сумерек» спустя 9 лет после завершения киносаги Как изменились актеры «Сумерек» спустя 9 лет после завершения киносаги

Многих героев франшизы «Сумерки» не узнать!

Cosmopolitan
Торпеда «Физик»: скрытная и смертоносная Торпеда «Физик»: скрытная и смертоносная

Зачем на российский флот пошли серийные поставки торпед нового поколения «Физик»

Популярная механика
Вин Дизель об отцовстве, семейной страсти к машинам и путешествиях в космос Вин Дизель об отцовстве, семейной страсти к машинам и путешествиях в космос

Интервью c Вином Дизелем в честь выхода фильма «Форсаж 9»

GQ
Знаменитые нижегородцы Знаменитые нижегородцы

Всемирно известные уроженцы Нижнего Новгорода

Дилетант
12 знаменитостей, которые преуспели в бизнесе 12 знаменитостей, которые преуспели в бизнесе

Эти артисты проявили себя с неожиданной бизнес-стороны

РБК
Как комбинезон гимнастки спровоцировал тему сексуализации женщин в спорте Как комбинезон гимнастки спровоцировал тему сексуализации женщин в спорте

Закрытый купальник гимнастки стал поводом начать разговор о правах спортсменок

РБК
Только для взрослых! Фото Любови Толкалиной и других актрис сериала «Хэппи-энд» Только для взрослых! Фото Любови Толкалиной и других актрис сериала «Хэппи-энд»

Актрисы впечатляют поклонников откровенными образами

Cosmopolitan
Доказано, что люди отравляли океан микропластиком даже полвека назад Доказано, что люди отравляли океан микропластиком даже полвека назад

Пластиковый мусор разлагается на микрочастицы в океане еще с 1950-х

Популярная механика
Бизнес как по маслу: зачем производитель биотоплива Neste скупает жир от фритюра Бизнес как по маслу: зачем производитель биотоплива Neste скупает жир от фритюра

Neste остается крупнейшим в мире производителем возобновляемого дизеля

Forbes
Никаких симптомов: каждый пятый болен предиабетом и не знает об этом Никаких симптомов: каждый пятый болен предиабетом и не знает об этом

Что такое предиабет и как предотвратить его развитие?

Cosmopolitan
Нижегородка №1 Нижегородка №1

Самая известная уроженка Нижнего Новгорода – Наталья Водянова

Дилетант
«Это современное житие святого»: Роман Супер — о работе над фильмом про академика Сахарова «Это современное житие святого»: Роман Супер — о работе над фильмом про академика Сахарова

Почему Андрей Сахаров — это символ большой морали. Фильм «Сахаров. Две жизни»

Forbes
7 дурацких идей, принесших авторам миллионы 7 дурацких идей, принесших авторам миллионы

Поверь, даже твоя пупочная шерсть может оказаться кому-то нужна!

Maxim
Катастрофическое землетрясение IV века на Крите разделили на два события Катастрофическое землетрясение IV века на Крите разделили на два события

В 365 году для возникновения цунами было достаточно землетрясения небольшой силы

N+1
Счастливый грант Счастливый грант

Дарья Крошкина из Старого Оскола строит международный образовательный стартап

Forbes
Как худеть, подскажет тонометр Как худеть, подскажет тонометр

Проблемы с давлением не должны быть поводом избегать спортивных нагрузок

Худеем правильно
Часики тикают… Часики тикают…

«Когда замуж-то выйдешь? А рожать не пора?»

Лиза
Семейное наследие: как отделить свои чувства от чужих Семейное наследие: как отделить свои чувства от чужих

Чувства приходят и уходят, но оставляют в нас след, иногда очень глубокий

Psychologies
Патрик Херхольд Патрик Херхольд

«Решение проблемы декарбонизации — это вызов для всего мира»

РБК
Мужчина мечты Мужчина мечты

Как в нашем подсознании возникают идеалы и что с ними не так

Лиза
Открыть в приложении