Гора серебряная
Третье в мире – на момент обнаружения – месторождение серебра расположено среди сопок, покрытых редколесьем, рядом с реками, которым привычнее быть подо льдом. Жить здесь очень сложно, но приходится. И не только жить, но и упорно работать, ведь мир интересуют благородные металлы. «ПМ» посетила принадлежащий компании «Полиметалл» комплекс (хаб) серебро добывающих производств, расположенных в глубине Магаданской области, ближе к Чукотке, в зоне субарктического континентального климата. Здесь есть рудники, предприятия по переработке руды и поселки городского типа, где живут горняки. А как туда попасть? Логистика этих мест кардинально отличается от той, что привычна жителям густонаселенных районов страны.
Колымские дали
Центр Магаданской области – это, конечно, Магадан, российский областной центр с населением 92 тыс. человек, одна из пяти самых малонаселенных региональных столиц. Здесь есть международный аэропорт Сокол им. В. С. Высоцкого, куда прибывают рейсы из Москвы, Хабаровска, Новосибирска, а также прилетают самолеты региональной авиации. Магадан – крупный грузовой порт, благодаря которому город, собственно, и стал городом. А еще из Магадана выходит единственная дорога, связывающая областной центр с остальной частью страны, – знаменитая трасса «Колыма», которая через 1872 км приведет вас в Якутск. Лучше всего по ней ехать в холодное время года, пока на реке Лене стоит лед. Коротким летом паромная переправа ненадежна, а строительство моста в районе Якутска пока только в планах с неопределенной перспективой.
По трассе «Колыма» мы и отправляемся к серебряным рудникам. Через 86 км после Магадана попадается первый населенный пункт – Палатка. Здесь кипит жизнь; улицы, здания, детские площадки ухожены, работают магазины и банки, а перекресток украшает копия античной статуи. Еще сотня километров – и снова такой же городок, Атка. Но отсюда жизнь уже ушла: многоэтажные жилые дома, какие-то производственные здания – все брошено, последние семьи уехали в Палатку или в Магадан. Осталось одно унылое придорожное кафе. Дальше по трассе уже полное безлюдье. Но умом понимаешь: политико-экономические реалии изменились, и богатства Севера сегодня гуманнее добывать вахтовым методом. Именно поэтому компании, работающие в этих краях, переходят на него почти полностью.
Возрожденный «Дукат»
К таким фирмам относится и «Серебро Магадана» – дочернее предприятие одного из столпов российской индустрии благородных металлов, компании «Полиметалл», со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Центром серебродобывающего хаба, управляемого «Серебром Магадана», стал поселок городского типа Омсукчан, расположившийся между живописных сопок. Мы проехали по колымской трассе 300 км, затем свернули направо и еще без малого через три сотни километров (вот она, местная логистика) наконец добрались до места. В поселке действует горнообогатительное производство, а в окрестностях расположены рудники.
Ближайший из них – «Дукат». Здесь серебряную руду хранит в себе небольшая гора, или сопка, как говорят на Дальнем Востоке. Изнутри она вся изрыта лабиринтами выработок – штольнями и штреками. Серебро здесь добывали еще в советские времена; уже тогда вокруг рудника возник поселок. Однако по каким-то причинам производство было прекращено. Возрождение «Дуката» началось в 2000 году, когда в Омсукчан пришел «Полиметалл». По нынешним оценкам, руды тут хватит до 2029 года. Если, конечно, не будут открыты новые залежи. Как мы уже не раз писали, классических шахтеров с отбойными молотками в современных шахтах нет. Проходка ведется буровзрывным способом. Проходческая машина бурит в горном массиве шпуры – узкие каналы, которые затем заполняются взрывчаткой. После взрыва раздробленная горная масса вывозится ковшевой погрузочной машиной – приземистой, мощной и крепкой, как военная бронетехника. На «Дукате» нам впервые довелось наблюдать, как «ковшом» управляют дистанционно. Оператор берет пульт, напоминающий геймпад от игровой приставки, и железный монстр послушно отправляется в выработку за новой порцией раздробленной породы. Дистанционное управление применяется ради безопасности оператора: если еще не закрепленная кровля выработки обрушится на «ковш», машина выдержит, а вот человек – вряд ли.