«Приходится выбирать слова». Руководители студий подкастов — об индустрии
Основательницы студий «Шторм», «Осторожно: подкасты!» и «Терменвокс» рассказали РБК Стиль, в каких отношениях с реальностью находится сейчас российская индустрия подкастинга и что изменилось в работе за последние полгода
Российский рынок подкастов до февраля 2022 года демонстрировал рост. В декабре 2020 года «Яндекс.Музыка» сообщала, что на платформе насчитывается более 6 тыс новых проектов и сотни тысяч выпусков. Впереди было безоблачное небо: рекламодатели начали убеждаться, что это перспективный рынок; медиа — что присутствие в подкастинге приносит новую аудиторию. Жанровое разнообразие ширилось, продакшены становились сложнее, темы — глубже.
Однако в конце февраля над индустрией сгустились тучи: доступ к музыкальным стриминговым сервисам ограничился (Spotify и Storytel остановили бизнес в России), полноценной осталась только одна площадка (все, кому мобильный оператор позволяет пользоваться сервисами Apple Music, продолжают слушать контент в iTunes). Тематика сузилась, и авторам пришлось принимать поворотные решения — либо закрываться, либо менять форматы и направления, либо оставлять все, как есть, но переезжать за рубеж и вести проекты из других стран. РБК «Стиль» попросил руководителей студий рассказать, что авторы пережили за этот полугодовой период и повлияли ли события, развернувшиеся после 24 февраля, на подкастинг глобально.
«Мы оказались в реальности, когда разговаривать трудно, но молчать еще тяжелее»
Аня Ковалева, соосновательница и генеральный директор студии «Шторм»
Индустрия подкастов, как и многие индустрии, сейчас переживает не самые простые времена, но я продолжаю в нее верить. С одной стороны, очевидно, что стало больше ограничений, самоцензуры, подкасты впервые столкнулись с блокировками от Роскомнадзора. С другой стороны, представить современный мир без контента в принципе невозможно, и по мере того, как социальные сети блокируются, а СМИ закрываются, люди будут искать новые места, где найти и услышать своих единомышленников.
О контенте и самоцензуре
Думаю, что на фоне происходящего в подкасты могут прийти и новые авторы, и новые слушатели, и новые рекламодатели, которые раньше даже не рассматривали этот канал.
Человеку нужен человек, а подкасты — это, пожалуй, самый человечный и искренний способ познания мира.
Разумеется, в конце февраля в работе нашей студии произошли изменения: было много международных партнеров, для которых мы создавали подкасты на русском языке. Многие компании ушли из России, другие — заметно сократили расходы на маркетинг. Некоторые контракты мы просто не успели реализовать, и наработки пришлось отложить до лучших времен. Но я горжусь тем, что мы не опустили руки, сумели сохранить команду и расширили фокус услуг — теперь мы делаем не только подкасты, а функционируем как полноценное контент-бюро: помогаем брендам с креативными стратегиями, развиваем социальные сети и ведем Telegram-каналы для брендов.
По ощущениям работы стало больше, но в том числе вхолостую, так как в условиях повсеместного сокращения бюджетов многие переговоры ничем не заканчиваются. В нынешних реалиях мы, как и многие, опираемся на контекст: думаю, почти все производители контента стали больше заниматься самоцензурой, в текущих обстоятельствах это кажется неизбежным. Разумеется, пришлось скорректировать некоторые планы. Так, мы должны были запустить большой международный проект на английском языке в начале марта 2022, но пришлось полностью от него отказаться.
Тем не менее, международные амбиции никуда не ушли: буквально на днях мы все-таки запустили «Who is that» — свой первый англоязычный проект о том, какие подводные камни могут ожидать нас в цифровом мире. Команда этого проекта разбросана по миру, поэтому теперь мы совершенно точно стали международной студией.
Мы оказались в реальности, когда разговаривать трудно, но молчать еще тяжелее. Для себя я поняла, что одним из немногих занятий, которые помогали мне оставаться на плаву, было времяпрепровождение в кругу единомышленников. В такие моменты очень важно знать и физически ощущать, что ты не один противостоишь всему происходящему и вокруг тебя есть те, кто думает и чувствует также.
О коллаборациях и силе общества
Рекламный бизнес сейчас переживает не самые простые времена, маркетинговые бюджеты компаний заметно сократились, а многие большие рекламодатели ушли с рынка. Тем не менее, подкасты продолжают оставаться перспективным и работающим для бизнеса каналом, в том числе потому, что возможностей для продвижения тоже стало заметно меньше, а бизнесу нужно о себе рассказывать.
Что касается нас, мы продаем рекламу, но наш основной бизнес B2B: контент для брендов и помощь компаниям в разработке и реализации проектов, которые будут интересны широкому слушателю.
Я очень верю в силу сообщества и в то, что сейчас — время коллабораций бизнесов из разных индустрий, и уже вижу, как предприниматели объединяются, чтобы помогать себе и другим — это здорово. Мы тоже открыты к разного рода сотрудничеству. В июне вместе с инклюзивным отделом Пушкинского музея придумали и записали тифлокомментарии (аудио-описания) с детьми к картинам и скульптурам в основной экспозиции музея. Этот подкаст очень удобно слушать и слабовидящим посетителям, и просто людям, которым интересно побольше узнать об искусстве.
О поддержке, терапии и развлечении
В качестве самотерапии и поддержки всех наших слушателей мы одними из первых среди подкастеров запустили новый сезон психологического шоу «Спасибо, я в порядке». Вместе с психологами искали ответы на важные вопросы, которые вдруг стали общими для всех: как быть с потерей базовых ориентиров и коллективной виной, что делать со спадом рабочей продуктивности, обесцениванием и потерей смыслов, как не поругаться с близким, если у вас разные взгляды, как пережить кризис и найти в себе силы продолжать.
Сейчас, на мой взгляд, вводные чуть поменялись и люди начинают адаптироваться: уже ясно, что мы находимся в новой реальности, осталось разобраться, как в ней жить? Что делать и как перепридумать и себя, и жизнь, и свою карьеру с учетом всех изменений.
Многие развлекательные подкасты взяли паузу или совсем ушли из эфира. Самой мне казалось, что выходить с чисто развлекательным контентом, делая вид, что ничего не происходит, не уместно. С другой стороны, людям все равно нужны эмоции и поддержка, а тут, как говорится, у каждого свои способы справиться с ситуацией.
Для себя я поставила развлекательный контент на паузу, и в своих подкастах старалась давать поддерживающий и терапевтичный контент. Некоторые наши подкасты пришлось дозаписывать уже после съемок — к примеру, видеоподкаст «ВандерВуман» мы снимали пулом в начале февраля, и уже после, спустя пару месяцев, еще раз созванивались с героинями, чтобы запечатлеть, как изменилась наша жизнь с момента съемок и обсудить, как все разделилось на «до и после».
Свою миссию мы всегда видели в том, чтобы помогать: слушателям — не бояться своих желаний и идти к мечте, разговаривать про трудности и озвучивать проблемы; бизнесам — рассказывать о себе, достигать результатов и отличаться от конкурентов.