Видеоигры — круче
Видеоигры как форма человеческого самовыражения существуют почти 70 лет. За эти годы они не просто доросли до искусства, но и превратились в его высшую форму. Как это получилось, объясняет Денис Майоров, автор канала в «Дзене» «Отвратительные мужики».
Искусство – это не обязательно «возвышенное» творчество
Считается, что искусство – это форма самовыражения через образы. При этом образы могут быть воплощены как угодно: словами, музыкой, картинами, архитектурными сооружениями или даже танцами. Не так важно, какую форму выбрал творец, – важно, что он хочет сказать. А еще важнее – какие эмоции он хочет вызвать своим произведением. И часто эти эмоции очень простые – радость, эстетическое удовольствие, приятные ощущения от взаимодействия с предметом творчества.
В этом плане видеоигры были искусством с самого начала. Официально первой игрой в истории считается простенький симулятор тенниса Tennis for Two, вышедший в 1958 году и работавший на связке аналогового компьютера и осциллографа. Ее написал американский физик Уильям Альфред Хигинботам, чтобы развлекать посетителей скучной технической выставки. И посетители действительно успешно развлекались! Они получали эмоции, заложенные автором в его произведение.
Видеоигры – это слияние искусства и науки, понятное широким массам
Чтобы увидеть красоту в решении сложных уравнений и расписанных на сто страниц доказательствах физических теорем, нужно, мягко говоря, быть в теме. Но красота и творчество в них и вправду есть. Ранние любительские видеоигры, написанные физиками, инженерами и программистами, впервые смогли широко показать «математическую» красоту неподготовленным зрителям. Потому что результат получается наглядным, понятным для каждого – он привлекает внимание, увлекает и вызывает эмоции. С ним можно взаимодействовать. Даже первые простенькие игры – это уже куда серьезнее раннего ASCIIарта, когда с помощью символов на экран или бумагу выводились какие-то картинки.
Прошли годы, и видеоигры стали во всех смыслах сложными. Они обзавелись фотореалистичной картинкой, настоящим звуком и мудреными механиками, которые вытачивали поколения разработчиков. В их основе все те же математика и инженерия, только куда более сложные, чем в 1950-х годах. Но результат этого технического творчества становится все понятнее и глубже, что расширяет аудиторию и позволяет играм обгонять все смежные индустрии.