Что общего у симфонии Авраамова с изящным модернизмом Стравинского

Правила жизниИстория

Музыка

За полвека до того как панки придумали извлекать музыку из мусорных баков, композитор-авангардист Авраамов придумал извлечь ее из целого города, включая заводские сирены, гудки пароходов и артиллерийские орудия. «Правила жизни» объясняют, что общего у его симфонии с изящным модернизмом Стравинского.

Записал Глеб Голицын

Май 1913 года. После мягкого, вкрадчивого вступления занавес поднимается, и вместе с открывшейся картиной языческой Руси на парижскую публику обрушивается стена неистового звука. Некоторое время зрители пребывают в ступоре, затем постепенно нарастающий ропот охватывает весь зал, и вихрь неприятия, в котором теряются восторженные аплодисменты поклонников, смешивается с резкой, грохочущей музыкой Игоря Стравинского. Ошеломляющая «Весна священная», премьера которой сопровождалась скандалом в зрительном зале, разделила критиков: одни называли музыку Стравинского какофонией и варварским искусством шумов, другие же окрестили ее музыкой будущего. Так мир услышал русский авангард и поначалу принял его в штыки – но вскоре научился любить.

Игорь Стравинский

Игоря Федоровича Стравинского (кстати, ученика Римского-Корсакова) заметил в Петербурге великий импресарио Сергей Дягилев – в 1909-м он предложил молодому композитору написать музыку «в русском духе» к балету «Жар-птица». Стравинский, сочинивший уже к тому времени короткую пьес у «Фейерверк» (1908 год), вполне подходящую по стилю для этого случая, согласился, что определило его дальнейшую судьбу. Два десятилетия музыкальные творения композитора были тесно связаны с Русскими сезонами. Премьера «Жар-птицы» на сюжет русской народной сказки состоялась в 1910 году в Париже. Успех был огромный, критики хвалили новизну формы, пленительную и чрезвычайно смелую музыку и даже замечали, что «суровость этой музыки есть суровость славянина».

Спустя год состоялась триумфальная премьера «Петрушки» – второго балета, созданного Стравинским для дягилевской труппы. «Петрушку» ждал еще более громкий успех. Парижские критики писали, что музыка Стравинского «поражает своей необычной колоритностью и эффектностью». Дома новации принимали не так охотно – когда в 1913 году фрагменты из «Петрушки» были исполнены в Петербурге, отзывы были в основном разгромные: «Г-н Стравинский ненавидит чистую музыку»; «грубые звуковые массы, граничащие с физическим ужасом».

Путь от сказочной «Жар-птицы» через народное примитивное искусство «Петрушки» к первобытной архаике «Весны священной» сопровождался значительной, хотя и постепенной радикализацией музыкального почерка Стравинского. «Весна священная» – третий балет для Дягилева, беспощадный авангардистский опус с резкими, то и дело повторяющимися ритмическими взрывами аккордов.

Художник Н. К. Рерих, соавтор балета, создавший декорации и костюмы, признавался: «Это действительно что-то невообразимое. Такого скандала в театре мне в жизни не приходилось видеть, да и сами французы сознавались, что они впервые присутствовали на подобном бурном представлении… Дошло до того, что люди в зале вызывали друг друга на дуэль... Задача ставилась такая: создать музыку, танец и ритуал, которые, нося печать страны и расы, передавали бы душу эпохи, т. е. прежде всего душевные переживания наших поклонявшихся природе прапращуров, создать доисторический балет... Я давно не глядел на сцену и давно не слушал музыки с таким жадным вниманием. Какие-то нити протягивались от меня к той далекой старине, когда жили мои предки… И веял какой-то ветер из глубины седой, неведомой старины, от пращуров ко мне, их потомку».

Скандалом сопровождалась не только премьера, но и последующие гастроли труппы, хоть и в меньшей степени. А имя Стравинского, открывшего в XX веке русскую культуру и русскую музыку всему миру, в итоге станет знаменем сторонников музыкального новаторства наряду с именем Сергея Прокофьева.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев был на девять лет моложе Стравинского, и дорогу к славе ему приходилось пробивать в более консервативной художественной среде Петербурга. Яростные споры вокруг музыки Прокофьева разгорелись еще в 1908 году – сразу же после первого публичного исполнения его сочинений. Одно из первых его значимых произведений – наделавший много шума в 1913 году Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, в котором уже слышен будущий автор шедевра – величественного и грозного «Танца рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» (1935– 1936 годы). Критики описывали прокофьевский Концерт № 2 как «царство каких-то неистовых звуков, без складу и ладу нагромождающихся один на другой».

Отзывы были такие: «Достаточно сказать, что юноша Прокофьев перещеголял г. Скрябина. Не говоря про более ранние произведения последнего, например, в его «Поэме огня» все-таки больше смысла, нежели в сумбурной музыке г. Прокофьева»; «этот молодой композитор не скрябинист, нет, он беспощаднейший музыкальный анархист». Прокофьевская жесткая, угловатая музыка с колючими ритмами в этот период была идейно сближена с неопримитивистской живописной стилистикой авангардистов и ассоциировалась в музыкальных кругах с эстетикой русского футуризма.

В 1914 году Прокофьев знакомится с Сергеем Дягилевым, который сначала хочет поставить в виде балета Второй концерт Прокофьева, но затем все же заказывает ему новый балет. В своем дневнике Прокофьев описывает разговор в 1915 году в Риме с Дягилевым, в ходе которого тот заявил, что «интернациональной музыки быть не может. Не следует, конечно, под именем «национальной» понимать народные темы и вообще смотреть на это узко, но русский дух должен быть». «И этому, – отмечает Прокофьев, – я не чужд, примеры тому – многое во Втором концерте».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голливуд на Волге Голливуд на Волге

Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизни
«Я многого хочу от будущего партнера»: признание читательницы и комментарий психоаналитика «Я многого хочу от будущего партнера»: признание читательницы и комментарий психоаналитика

Часто после расставания мы хотим слишком многого от будущего партнера

Psychologies
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
5 главных ценностей в жизни: зачем и как их нужно выявлять 5 главных ценностей в жизни: зачем и как их нужно выявлять

Чтобы быть счастливым, нужно жить в соответствии со своими глубинными ценностями

Psychologies
В поисках «духовной оседлости» В поисках «духовной оседлости»

Начало перестройки отражалось и в локальных дискуссиях

Дилетант
Семь составляющих здорового сна: простые и сложные вещи для быстрого засыпания и легкого пробуждения Семь составляющих здорового сна: простые и сложные вещи для быстрого засыпания и легкого пробуждения

Для крепкого сна и приятного пробуждения придется соблюсти немало условий

Караван историй
Брачный обряд: почему обручальное кольцо носят именно на безымянном пальце? Брачный обряд: почему обручальное кольцо носят именно на безымянном пальце?

Вы когда-нибудь думали, почему обручальное кольцо надевают на безымянный палец?

ТехИнсайдер
Пример страсти и воинственности: история первой леди Аргентины Эвы Перон Пример страсти и воинственности: история первой леди Аргентины Эвы Перон

Эва Перон могла жить как светская львица, но посвятила себя борьбе с бедностью

Forbes
Первая русская манифестация Первая русская манифестация

С юности Владимир Новосильцев был, как казалось, настоящим баловнем судьбы

Дилетант
Режиссер Масааки Юаса: Я хотел бы сделать анимацию, которую наш глаз не отличит от фотореалистичного изображения Режиссер Масааки Юаса: Я хотел бы сделать анимацию, которую наш глаз не отличит от фотореалистичного изображения

Интервью с аниматором Масааки Юасой о его фильме «Ину-о: Рождение легенды»

СНОБ
«Жизнь, которую мы создали» «Жизнь, которую мы создали»

Как 50 тысяч лет рукотворных инноваций преобразили природ

N+1
Спи, моя красавица Спи, моя красавица

7 комнатных растений, которые помогают уснуть

Лиза
Мой дорогой мобильник: завершение истории о роли смартфона в жизни подростков Мой дорогой мобильник: завершение истории о роли смартфона в жизни подростков

Телефон как яблоко раздора между родителями и детьми

СНОБ
Шоу имени Гитлера Шоу имени Гитлера

Олимпиада 1936 года — грандиозный идеологический успех нацистской Германии

Дилетант
В центре Млечного Пути есть загадочный объект, не поддающийся стандартам астрономии В центре Млечного Пути есть загадочный объект, не поддающийся стандартам астрономии

Удивительный и экстремально эволюционирующий объект в центре Млечного Пути

ТехИнсайдер
Второй переходный возраст: что такое менопауза и как о ней говорить Второй переходный возраст: что такое менопауза и как о ней говорить

Почему и как происходит менопауза?

Forbes
Самая крепкая водка в мире Самая крепкая водка в мире

В мире производят немало водок с содержанием спирта более 40 процентов

Maxim
Колыбель для ВПК Колыбель для ВПК

Академгородок как главная утопия Холодной войны

Weekend
5 захватывающих книг в духе «Одни из нас» 5 захватывающих книг в духе «Одни из нас»

Книги с пробирающей атмосферой постапокалипсиса

Maxim
Лучшая научно обоснованная диета для похудения Лучшая научно обоснованная диета для похудения

Как похудеть с умом?

ТехИнсайдер
«Мой ребенок прекрасен!»: 82-летний Роберто Кавалли стал отцом в шестой раз «Мой ребенок прекрасен!»: 82-летний Роберто Кавалли стал отцом в шестой раз

Бывшая шведская модель Playboy сделала Роберто Кавалли отцом в шестой раз

VOICE
«Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем «Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем

Вытеснит ли искусственный интеллект художников, фотографов и дизайнеров?

Правила жизни
Гештальт-терапевт Екатерина Артеменко: Любовь — это вечное путешествие за золотым руном Гештальт-терапевт Екатерина Артеменко: Любовь — это вечное путешествие за золотым руном

Как трансформируется любовь в современном мире?

СНОБ
Что можно сажать в марте: ранняя подготовка к богатому урожаю Что можно сажать в марте: ранняя подготовка к богатому урожаю

Март — идеальный месяц для посадки некоторых культур

ТехИнсайдер
Мы идем по Африке: как бывший врач стал организатором охотничьих сафари в ЮАР Мы идем по Африке: как бывший врач стал организатором охотничьих сафари в ЮАР

Бывший врач Георгий Рагозин строит бизнес исходя из своих увлечений

Forbes
«При чем тут любовь?»: как ромком о браках по расчету возрождает веру в романтику «При чем тут любовь?»: как ромком о браках по расчету возрождает веру в романтику

Почему нехитрый набор приемов от создателей «Реальной любви» действует освежающе

Forbes
Как в России вынесли первый приговор за p2p-торговлю на криптобирже Как в России вынесли первый приговор за p2p-торговлю на криптобирже

Первое уголовное дело, связанное с p2p-торговлей

Forbes
Искусство жить Искусство жить

Эффектный и лаконичный интерьер в сочетании с современным искусством

SALON-Interior
Почему мы такие бедные? Часть 1. Как семейная история влияет на финансы Почему мы такие бедные? Часть 1. Как семейная история влияет на финансы

Почему наличие ума и интеллекта не гарантирует богатства?

Psychologies
Всем Гутцайт! Всем Гутцайт!

Как Сергей Гутцайт за свой счет реставрирует памятники архитектуры

Собака.ru
Открыть в приложении