Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает
Говоря о дизайне предметов, «Правила жизни» не могли обойти стороной героев, которые в ближайшем будущем могут появиться в каждом доме, – умные устройства с виртуальными ассистентами. Поговорили с людьми, которые создают одного из самых популярных ИИ-помощников в России. И рассказываем, с какими неочевидными вызовами сталкиваются команды, объединяя технологии и человечность.
Интерес к голосовым помощникам стал расти в середине прошлого десятилетия, когда появились Siri и Alexa. Они открыли пользователям новый способ взаимодействия со своими устройствами. Разумеется, эти ассистенты были рассчитаны в первую очередь на американскую аудиторию, говорящую на английском языке.
Российские компании также начали активно разрабатывать продукты в этом направлении. По данным «Медиалогии», сегодня самый обсуждаемый виртуальный ассистент в стране – Алиса. В 2023 году ее ежемесячно использовали в среднем более 77 млн человек, чтобы, например, задать интересующий вопрос, включить музыку или поболтать о жизни.
С чего все начиналось?
Разрабатывать «помощницу» начали в Яндексе в 2016 году – как виртуального ассистента для русскоговорящей аудитории, адаптированного под культурный контекст. Денис Озорнин, руководитель продукта «Алиса», рассказал, что в компании решили сделать ставку на эмоциональную связь с пользователем. А для этого нужно было придумать персонажа, с которым можно разговаривать, как с другом. Так появилась Алиса.
«Перед продуктом стояла задача вызывать эмоцию. В реальной жизни человек без сарказма и юмора, который не может ответить остро, мало кому запоминается. Поэтому эти черты мы и решили заложить в Алису».
Будущему ассистенту нужно было придумать полноценную личность – с самого начала над этим трудилась большая команда разработчиков. Чтобы запомнить все особенности Алисы, их записывали в «библию персонажа». В ней хранятся данные о том, что она любит, какую музыку слушает (спойлер: ассистент – меломан) и даже как относится к физическим нагрузкам и еде. Например, Алиса «не переваривает» сельдерей и брокколи, зато обожает спаржу и соленую карамель. Ее психологический возраст – 35 лет, а живет она в виртуальном доме на серверах Яндекса.
ИИ-апгрейд
Сейчас ассистент легко поддерживает диалог и может рассказать о себе, а вот пять лет назад это было проблематично. Несмотря на то что Алиса с самого начала работала на основе нейросетей, на тот момент их уровень развития не позволял выполнять сложные команды, поэтому она не всегда могла помочь пользователям и часто отшучивалась: «Я пока не умею это делать, но разработчик Алексей обещал меня научить».
При этом команда непрерывно работала над расширением функционала ассистента, пока, по словам Андрея Плахова, технического директора Алисы, компания «не начала упираться в потолок технологических возможностей того времени».
Все кардинально изменилось, когда произошел глобальный прорыв и широкая общественность получила доступ к генеративному искусственному интеллекту (ГИИ). В отличие от обычного ИИ, который выполняет конкретные команды, генеративный ИИ способен справляться со сложными, разнообразными задачами: например, создавать новый контент, давать более развернутые ответы. Уже в 2023 году Яндекс представил собственную большую языковую модель YandexGPT.