Город вокруг урочища
Петрозаводск: государственно-индустриальное, ставшее государственно-показательным
В Петрозаводске есть обаятельное сочетание романтики петровских триумфов с петербургской архитектурой. Это свойство всего центра, поддержанное десятком парков с озерами, горными потоками и фонтанами и примерно полсотней отменно спроектированных классических зданий,— очень красивый город. Только к Петру все это не имеет ни малейшего отношения, и архитектура эта не петербургская, а ленинградская. Петрозаводск практически целиком создан в сталинское время, после войны.
Этот текст — часть проекта «Портреты русской цивилизации», в котором Григорий Ревзин рассказывает, как возникли главные города России, как они развивались, как выглядят сейчас и почему так вышло.
На Онежской набережной Петрозаводска стоит — иного слова не подберу — чудный ампирный дворец, живо напоминающий Елагин дворец Карла Ивановича Росси в Петербурге. Примерно такой же по размеру и тоже окруженный изящным садом. Там теперь ЗАГС. Но это совсем не императорская резиденция, а дворец генерал-майора Геннадия Николаевича Куприянова, первого секретаря ЦК КП(б) Карело-Финской ССР. И спроектировал его в 1945 году ленинградец Ростислав Корнев, впоследствии невидный партийный деятель и автор пьес. Это несколько ошарашивающий памятник чистой генеральской гордости. Бесконечная гладь озера, регулярный сад, дворец — так выглядел в своей первой редакции триумф сталинских маршалов.
Геннадий Николаевич не успел пожить в своем дворце. В 1950 году его посадили. Если верить его воспоминаниям (он был реабилитирован и дожил до 1979 года), сдал его Юрий Владимирович Андропов. «В июле 1949 года, когда руководящие работники Ленинграда были уже арестованы, Маленков начал присылать к нам в Петрозаводск комиссию за комиссией, чтобы подбирать материал для ареста меня и других товарищей, ранее работавших в Ленинграде. Нас обвиняли в следующем: мы <…> носимся с подпольщиками и превозносим их работу, просим наградить их орденами. А на самом деле каждого из тех, кто работал в тылу врага, надо тщательно проверять и ни в коем случае не допускать на руководящую работу. Кое-кого и арестовать! <…> Я сказал, ища поддержки у своих товарищей, что вот Юрий Владимирович Андропов, мой первый заместитель, хорошо знает всех этих людей, так как принимал участие в подборе, обучении и отправке их в тыл врага, когда работал первым секретарем ЦК комсомола, и может подтвердить правоту моих слов. И вот, к моему великому изумлению, Юрий Владимирович встал и заявил: “Никакого участия в организации подпольной работы я не принимал. Ничего о работе подпольщиков не знаю. И ни за кого из работавших в подполье ручаться не могу”».
Мне кажется, дворец — эпиграф к Петрозаводску. Когда я его увидел, счел, что это, вероятно, дворец Александра Меншикова. Петр I поручил ему в 1703 году строить на Онеге первый металлургический завод, и с этого начался город. Так можно строить на голом месте: пустой берег, бескрайнее озеро, дворец светлейшего князя — и все впереди. Так строились все петровские резиденции на берегу Финского залива. Но это не Меншиков. Это генерал Куприянов.
Это ключ к пониманию города.
От Петра в городе не осталось примерно ничего, за исключением памятника Ивана Николаевича Шредера, поставленного в 1873 году на Циркульной площади, потом снесенного (на его месте стоит очень смешной Ленин Матвея Манизера с ушанкой вместо кепки) и восстановленного 1978 году на Онежской набережной. Петр в редакции Шредера выглядит способным, деятельным и по-немецки аккуратным монархом, без черт известной героической лихости, которые придавали ему другие мастера.
Больше осталось от Екатерины. Ее наследие — это Циркульная площадь (площадь Ленина). Петровский военный завод исчез после смерти Петра, Екатерина решила его восстановить, с этой целью в 1771 году сюда прибыл Аникита Ярцов, будущий директор петербургского Горного института, и в урочище реки Лососинки поставил новый пушечный завод. Завод этот работал очень плохо, до 70% продукции оказывалось браком, тут же отправлявшимся в переплавку. В 1786 году его сменил Карл Гаскойн, шотландец французского происхождения, превративший завод в современное европейское предприятие. Памятник ему, кстати, поставили в 2021 году на проспекте Карла Маркса, бывшей Английской улицы, идущей поверху над Лососинкой. С заводом у Ярцова вышло не очень хорошо, но на входе в урочище он заложил превосходную круглую площадь заводоуправления, и даже считается, что сам ее нарисовал (хотя там был архитектор Елизвой Назаров, вроде бы учившийся у Баженова). В принципе это была попытка натянуть безукоризненную композицию французского классицизма на русский простор при известном недостатке ресурса: площадь состояла из шести двухэтажных домов и двух флигелей, соединенных циркульным забором. На целое круглое здание не хватало функций, столько места заводу было просто не нужно. Однако в 1782 Екатерина учредила Олонецкое наместничество с Петрозаводском в центре, и в городе, кроме завода, появился губернатор (первым губернатором был великий русский поэт Гавриил Романович Державин), его дворец, канцелярия и присутственные места. Часть забора заменили полукруглыми корпусами, соединяющими первоначальные двухэтажные особняки. Площадь много раз перестраивали, но первоначальная идея только укреплялась во всех этих реконструкциях.