Ставка на аутентичность: как развивается ресторанная индустрия в Казахстане
Один из самых успешных игроков в ресторанной индустрии Казахстана — Аскар Байтасов, основатель компании abr, в портфеле которой более 50 проектов на текущий момент. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с Байтасовым о том, как развиваются рестораны в Казахстане, почему в стране постепенно формируется спрос на локальную кухню, зачем индустрии гостеприимства нужны цифровые сервисы и как нужно работать с обратной связью от гостей.
Аскар Байтасов — крупнейший ресторатор в Казахстане, открывший более 50 проектов в стране. В 2007 году он начал заниматься ресторанным бизнесом по совету отца, которому на тот момент принадлежали два пивных заведения «Бочонок». Байтасов принял решение развивать семейный бизнес и запускать новые сетевые проекты. В 2011 году он основал компанию abr (Askar Baitassov Restaurants). По словам самого Байтасова, годовой оборот компании составляет около $50 млн, а чистая прибыль — около $6 млн. Байтасов уделяет большое внимание диджитализации ресторанного бизнеса: он запустил собственную операционную систему, активно развивает приложение для гостей и планирует запускать лайфстайл-медиа.
— Почему вы решили в 2007 году начать заниматься ресторанным бизнесом?
— Я учился тогда на маркетолога в Голландии, в Амстердаме, и собирался там устраиваться на работу. За пару лет до этого отец уже начал заниматься ресторанным бизнесом, у него были два пивных заведения «Бочонок». Я ему говорил, что интересно было бы превратить это в сеть. И когда я заканчивал учебу, он мне позвонил и сказал, что если мне интересно самому этим заняться, то надо возвращаться в Казахстан и делать. Я приехал и стал развивать бизнес.
— Как вообще выглядела ресторанная индустрия в Казахстане в те годы?
— Рынок, конечно, сильно отличался от того, что есть сегодня. Тогда работала событийная история, в рестораны ходили, если был повод. И наши пивные проекты хорошо вписывались в ландшафт. Сейчас рынок, конечно, поменялся очень сильно. Активность в целом растет, посещаемость растет. Люди все чаще едят вне дома, переходят на готовую еду и доставку. В Казахстане мы видим все те же тренды, что и в мире глобально.
— Как ваши пивные рестораны начали превращаться в сеть?
— В сеть мы начали превращать их буквально сразу, как я приехал. На тот момент уже шли стройки двух новых объектов. За пару лет количество наших ресторанов выросло до пяти. И после этого я начал пробовать собственные проекты реализовывать. Не то чтобы все сразу хорошо пошло, но тем не менее потом все получилось, после чего, соответственно, мы начали реализовывать новые концепции.
— Какой проект был вашим первым самостоятельным?
— Я тогда был очень молод, мне было 24 года. И мой первый проект — это был бар. Он проработал в итоге три-четыре года. Но я довольно быстро устал от этой истории, потому что нужно было постоянно быть там ночью, тратить большое количество ресурсов. И мы постепенно отошли от барной истории и перешли к формату ресторанов, сосредоточившись на концепциях, в центре которых именно еда.
— В каком году появилась именно компания abr?
— В 2011 году. То есть нашей компании чуть больше 10 лет. Компания называется abr, потому что это аббревиатура моего имени плюс слово ресторан. Когда я учился на Западе, мне очень нравилось, что там предприниматели исторически используют свое имя для названия бизнеса. Я решил сделать также, но поскромничал и выбрал вариант аббревиатуры, а не полное имя. Я являюсь лицом компании, и мне кажется, что в ресторанном бизнесе крайне важно показывать, кто стоит за проектами. Люди должны знать, кто несет ответственность за заведения, в которых они проводят время.
— Какие проекты вы развивали в начале десятых годов?
— Рынок после моего приезда уже начал трансформироваться, появились первые качественные сетевые проекты. Мы тогда начали развивать сеть кофеен и демократичную сеть итальянских ресторанов. И мне тогда казалось, что у нас не хватает компетенций, чтобы замахнуться на более дорогое. Сейчас мы уже, конечно, беремся за более сложные и нишевые концепции, которые сегодня составляют большую часть нашего бизнеса, и в ближайший год мы планируем открытие еще трех таких. А сетевые проекты по прежнему остаются фундаментом — это стабильные и устойчивые бизнесы, которые генерируют основную часть прибыли и позволяют нам реализовывать интересные моноконцепции.
— Какие сетевые проекты сейчас являются самыми прибыльными?
— Сегодня это итальянская сеть Del Papa, азиатская сеть Luckee Yu, грузинская сеть «Дареджани» и сеть кофеен Cafeteria.
— Какой у вас сейчас оборот компании и какая прибыль?