«Я почувствовала, что теперь это мой ребенок»: как стать хорошей мачехой
Строить отношения с детьми ничуть не проще, чем со взрослыми — особенно когда они неродные. Ревность к отцу или матери, стресс от развода или утраты родителя, просто переходный возраст… Причин для дистанцирования и даже бунта много. Как же найти общий язык, не давя на ребенка, но и не прогибаясь? Своим опытом в книге «Моя Лола. Записки мать-и-мачехи» (издательство «МИФ») делится Наталья Ремиш — писательница, которая в 34 года обрела сразу и мужа, и двух дочерей-подростков.
Быстро выяснилось, что просто любить детей недостаточно. Их нужно воспитывать, учить, иногда ругать. Но сама такая концепция отношения к детям меня отталкивала. Я с детства не переносила слов «воспитание» и «послушание» и считалась ребенком со сложным характером.
В феврале я поехала в Париж с подругой. Мира осталась с няней, муж работал. Захожу в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), а там фотографии: Лола и ее подружки на лестнице перед нашим домом позируют со всем арсеналом моих сумок. Значит, девочки залезли в мой шкаф в спальне. Первым делом захотелось устроить ей разгон, но потом я вспомнила, как сама ныряла с головой в мамин шкаф, когда ее не было дома. И тут же Лолин поступок вдруг перестал казаться нарушением границ — он стал выражением родственных отношений. Ну как не покопаться втихаря в мамином шкафу?! Я вернулась домой через три дня, мы обнялись и расцеловались. Перед сном Лола заглянула ко мне в спальню.
— Наташа, Жася сказала, я должна с тобой поговорить, я поступила очень некрасиво. — Лола переминалась в дверях с ноги на ногу. Я смотрела вопросительно, ожидая продолжения. — Пока тебя не было, мы с Айяной и Кейти делали фотосессию, нам были нужны сумки, и мы взяли твои.
— Поняла, — кивнула я, — хорошо, что сказала. Жасмина вообще-то права: это не очень красиво. Лучше спрашивай в следующий раз, ладно?
— Конечно! Ты правда не злишься?
— Совсем не злюсь.
Я точно знаю, как определить, что человек стал своим. Если вы идете по квартире, то, столкнувшись в узком проходе со своим человеком, вы просто не заметите неловкости. А вот если человек чужой, то неудобства возникают постоянно. Сталкиваетесь на пути в кухню и гадаете, как быть: посмотреть в глаза, отвести взгляд, что-то сказать, промолчать?
С Лолой у меня это ощущение дискомфорта сохранялось долго. Наткнувшись на нее в коридоре, я все время пыталась что-то сказать, надеясь словами сгладить неловкость. А потом ругала себя: «Зачем, зачем я несла эту ерунду? Какую чушь я сморозила!»
Впервые мы оказались в одной квартире в Италии — когда муж сделал мне предложение. Как только мы возвращались с прогулки, мне тут же хотелось уединиться. Но я постоянно натыкалась на всех остальных — в коридорах, при входе в ванную, в дверных проемах. Только если мне удавалось проскользнуть на большой балкон, сесть там в уголке за столом, становилось спокойнее. Я могла наблюдать за всеми со стороны, не опасаясь физического контакта. Они же постоянно обнимались.