Гедонизм в эпоху дедлайнов: как менялся культ наслаждения от античности до наших дней
Человечество веками ищет путь к счастью. Со времен древнегреческих мыслителей мало что изменилось: до сих пор не перестают появляться простые по сути, но сложные в исполнении формулы, как жить в моменте и культивировать удовольствие, — то есть быть гедонистом. ForbesLife разобрался, что такое гедонизм и может ли он сделать нас счастливее
Гедонистом обычно называют эгоистичного человека, для которого личное удовольствие и показное потребление — самоцель. Это упрощенное и не совсем верное определение, ведь гедонизм в философии — неоднозначное учение. Разные философские школы и отдельные мыслители предлагали свое понимание гедонизма, вплоть до аскезы как высшего источника блаженства.
Гедонизм лишь отчасти преследует цели общества потребления, где мерилом счастья служит обладание чем-то материальным и его накопление: гедонист умеет наслаждаться простыми вещами, которые доступны всем людям, независимо от их статуса и финансового положения. Потребление как удовольствие не рассматривалось пионерами учения о наслаждении.
Философию гедонизма первым предложил Аристипп — ученик Сократа, основатель киренской школы. Киренаики считали, что потребность индивида в удовольствиях выше социальных условностей и что наслаждению не стоит давать положительную или отрицательную оценку. В определении киренаиков гедонизм имморален, что отличает его от эвдемонизма — стремления к счастью и индивидуальному благополучию посредством нравственного поведения, добродетельной жизни.
Философию эвдемонизма развивал Эпикур. Он первым классифицировал удовольствия и выстроил их в иерархию: высшим смыслом эпикурейцев было достижение атараксии — спокойствия, невозмутимости, отсутствия душевных мучений. Физиологические наслаждения считались второстепенными. Однако в обоих учениях удовольствие воспринималось как главная ценность: человек должен стремиться к наслаждению и избегать страданий и боли.
Гедонизм в худшем смысле слова стал одной из причин заката Римской империи: жажда хлеба, зрелищ и плотских утех сыграла нехорошую шутку с некогда могущественной державой. Средневековье и гедонизм были несовместимы, ростки этого учения пробили твердый пласт культа аскезы лишь в эпоху Возрождения: в эстетически-эпикурейском понимании о гедонизме рассуждали Боккаччо, Бруни, Валла, Петрарка.
В философии Нового времени понятие гедонизма изменилось: Гоббс, Гельвеций, Спиноза полагали, что поведение людей мотивировано удовольствием, но наслаждаться жизнью можно без ущерба для окружающих. Такое понимание вылилось в концепцию разумного эгоизма (где между благом личным и общественным не проводилась разделительная черта), а также стимулировало развитие идей либерализма и зарождение философии утилитаризма (где морально все, что полезно и ведет ко всеобщему счастью).
Британский мыслитель Иеремия Бентам, который первым сформулировал этические основы утилитаризма, предлагал готовые рецепты, как построить общество, где страдания индивидов сведены к минимуму. Утилитаризм продвигал идеи практического либерализма, где к удовольствию и блаженству примешивались польза, выгода и общее благо.
Интересно, что понятие общего счастья (le bonheur commun) и право каждого человека на него было закреплено в Конституции Франции 1793 года. Сегодня в нормативных документах «счастье» как термин не употребляется из-за своей абстрактности, предполагающей возможности для трактовки.
В то же время политик и философ маркиз де Сад в пику идее всеобщего счастья и блага разовьет концепцию плотского, индивидуалистического гедонизма: еще до Ницше он разделит людей на властителей и рабов и предложит принцип морального релятивизма, то есть откажется от представлений об объективном критерии нравственности.
Марксисты, в свою очередь, критиковали гедонизм: они считали, что удовольствия и страдания определяются общественными отношениями, а не личным выбором. В ХХ веке о потреблении ради удовольствия как девиации капитализма негативно отзывались Фуко, Бодрийяр, Делез, Маркузе.