Утонченное исполнение
Передо мной играл настоящий рояль. Я даже мог узнать какой – концертный рояль из музыкальной школы им. Дунаевского, на котором две мои дочки постоянно играют отчетные концерты: его звучание трудно с чем-то перепутать. Я открыл глаза: звук доносился из необычных плоских акустических систем, которые вручную изготавливает маленькая компания из трех человек из поселка Афипский недалеко от Краснодара.
Честно говоря, послушать акустику компании Sheet Control я решил чисто из любопытства, уж больно необычного вида она была. Однако звук оказался настолько хорошим, а технология настолько необычной, что я провел в разговорах с основателями компании Дмитрием Петренко и Алексеем Петрушевским несколько часов.
Сейсмические волны
Технология, которая лежит в основе акустики Sheet Control, называется DML (колонки распределенного типа), но чаще всего их называют по аббревиатуре компании – NXT (New Transducers Ltd), которая официально с 1996 года стала правообладательницей патента и начала продвигать эту технологию в области построения акустических систем различного назначения. Основной принцип данной технологии – вместо динамика используется достаточно плотная панель, мембрана. Если к ней приложить источник возбуждения акустического диапазона, то она совершает колебательные движения: от места приложения силы распространяются «сейсмические» волны. Поверхностная волна бежит до края, переотражается и, возвращаясь, суммируется в кластеры стоячих волн. Процесс происходит практически моментально и определяется скоростью распространения волны в материале мембраны. Различные частоты образуют на поверхности различные блоки излучающих кластеров. Каждая зона панели начинает излучать в определенном частотном диапазоне. Бас – здесь, мид-бас – здесь, высокие – здесь, средние – здесь. А панель – единая. «Большая трудность – сделать панель широкополосной, чтобы она излучала весь слышимый диапазон с достаточно линейной характеристикой, – говорит Дмитрий. – Насколько мы знаем, до нас это не удавалось никому на таком высоком уровне».
«Физика процесса и свойств этой волны наукой точно не объяснена, – дополняет Алексей. – Мембрана излучает одинаково в обе стороны, синфазно и когерентно. И эффекта акустического короткого замыкания мы здесь вообще не наблюдаем, то есть нам не нужен большой корпус колонки». Вторая особенность – спад давления в акустике NXT происходит обратно расстоянию, тогда как в традиционных динамических громкоговорителях – обратно квадрату. Если проще, NXT-колонки более дальнобойные. И этот эффект необъясним традиционной акустической теорией. Впрочем, точной теории акустики скрипок тоже нет.
Мембрана
Скрипку я упомянул неслучайно. Отличие NXTакустики – потрясающая правдоподобность звучания, практически концертная подача. Если закрыть глаза, ощущение такое, что сидишь перед живым исполнителем. Почему? Многие классические инструменты, такие как скрипка или рояль, излучают по схожему с NXT принципу – по сути, та же возбуждающаяся мембрана. Наверное, поэтому мозг интерпретирует звуки, воспроизводимые колонкой, как естественные и натуральные.