Что предпринимается, чтобы в космонавтике было меньше места для героизма

Популярная механикаHi-Tech

Силы спасения

Благодаря недавно прошедшему на экранах России фильму «Время первых» вся страна вспомнила историю героической и злосчастной космической экспедиции корабля «Восход-2», закончившейся посадкой в нерасчетной точке, среди лесов и снегов. Уроки тех лет, конечно, были учтены, но и сегодня возвращение с орбиты связано с немалым риском.

Текст: Олег Макаров. Фото: Алексей Топоров

Самая необычная машина комплекса «Синяя птица» – плавающий шнекороторный вездеход. В момент учений на поле не было ни водных преград, ни болот, ни глубокого снега, поэтому работы вездеходу не нашлось.

И так снежно и ветрено, да еще Ми-8, зависший над белым полем на высоте метров двадцать, взмутил ротором настоящую бурю. В этот вихрь на тросе поднимается ярко-оранжевая люлька, в которой друг напротив друга сидят два человека. В белом буйстве тонет даже оранжевый цвет. Трос раскачивается, с ним и люлька, наверху грохочет «вертушка». От зрелища берет оторопь, но все заканчивается хорошо: люлька поднимается на уровень двери кабины вертолета и втягивается внутрь стрелой подъемника. В 1965 году, когда члены экипажа «Восход-2» оказались среди уральских лесов, их спасение затянулось на трое суток, и прежде всего из-за того, что на многие километры вокруг не оказалось подходящей поляны для посадки вертолета. Теперь бы вопрос решился проще – космонавтов забрали бы с места посадки вот таким способом.

Зрелище не для слабонервных: отрабатывается подъем членов космического экипажа непосредственно на борт зависшего над местом посадки вертолета Ми-8. Используется подвешенная на тросе люлька.

Охота за парашютом

Чтобы в космонавтике было как можно меньше места для героизма и больше безопасности и предсказуемости, на Земле постоянно ведется серьезная работа. И хоть поисково-спасательные операции в момент посадки капсулы проводятся уже десятилетия, все равно ежегодно дополнительно организуют специальные тренировки, чтобы снова и снова отработать все возможные сценарии и добиться абсолютной слаженности действий людей и машин.

Как известно, все штатные точки приземления спускаемых аппаратов корабля «Союз» находятся на территории Республики Казахстан, однако техника, обеспечивающая поисково-спасательные работы, базируется в России, в районе города Южно-Уральск в Челябинской области, на военном аэродроме Упрун. Именно здесь и проходят тренировки по спасению космонавтов. «ПМ» удалось побывать на одной из проводимых в зимний сезон (еще есть летние тренировки).

Вертолет, поднимающий оранжевую люльку, выглядел очень эффектно, но с ним мы все же забежали немного вперед. Прежде чем эвакуировать космонавтов, спускаемый аппарат надо еще найти. За определенное время до касания капсулой земли в воздух поднимается Ан-26. Его задача – поиск спускаемого аппарата, сопровождение его, установление связи с космическим экипажем, трансляция поиска. Как только место приземления капсулы обнаружено, самолет наводит на точку посадки авиационные (два вертолета) и наземные (спецмашины) средства и может отправляться на базу.

Ждать и здесь и там

На этот раз капсула «нашлась» прямо на аэродроме Упрун, но и в реальности чаще всего место приземления рассчитывается с достаточно высокой точностью (отклонение от расчетной точки составляет сейчас не более 12 км), так что космонавтам не приходится ждать спасателей слишком долго. Впрочем, случиться может всякое, поэтому система поиска и спасения состоит из трех эшелонов. «Первый эшелон выходит непосредственно к месту расчетной посадки, – говорит подполковник Мелихов, старший офицер-оператор Центра авиационно-космического поиска и спасания МО РФ. – Второй – еще один самолет в сопровождении вертолетов – выполняет прикрытие в радиусе 450 км от места предполагаемой посадки. И наконец, есть еще один район, в котором дежурит техника со спасателями, – туда корабль может приземлиться, если из-за технического отказа возвращение на Землю пойдет по баллистической траектории».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ледокол и птица с хоботом Ледокол и птица с хоботом

Журавлиный профиль кранов безошибочно подсказывает: где-то рядом порт или верфь

Популярная механика
Главные технотренды 2018 Главные технотренды 2018

Новые подходы к производству чипов, искусственный интеллект, Интернет вещей

CHIP
Адмирал на час Адмирал на час

Артиллерийские дуэли в World of Warships

Популярная механика
Алексей Герман-младший Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший: «Новая искренность – это пошлятина»

Esquire
1'09''433 это рекорд! 1'09''433 это рекорд!

После трех лет властвования Porsche 918 Spyder отдает корону Lamborghini

Quattroruote
Потому что Урюпинск Потому что Урюпинск

Зачем ведущий российский специалист по брендингу городов перебрался в провинцию

Русский репортер
Компьютеры большой дороги Компьютеры большой дороги

Как устроены платные автомагистрали

Популярная механика
Некоронованная королева Висбадена Некоронованная королева Висбадена

Она пленяла всех, приезжающих в Висбаден

Караван историй
Как ужаленный Как ужаленный

Укусы ос, комаров и клещей — история неприятная и довольно опасная

Добрые советы
Проект «неделька» Проект «неделька»

Постройнеть всего за семь дней, не отказываясь от пасты, бутербродов и десертов

Добрые советы
Хлопок и нефть империи Хлопок и нефть империи

Россия завоевывала Среднюю Азию не только с помощью штыков, но и экономически

Forbes
Что естественно, то прекрасно Что естественно, то прекрасно

Нас будут окружать вещи, соавторами которых наравне с людьми выступят компьютеры

Популярная механика
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Им не страшна национализация: 10 миллиардеров с наибольшими активами за рубежом Им не страшна национализация: 10 миллиардеров с наибольшими активами за рубежом

Кто из богатейших людей России разместил активы за границей

Forbes
Genesis G90 – Jaguar XJ Genesis G90 – Jaguar XJ

Представительскому седану не так уж обязательно быть немецким

АвтоМир
Хави, Хави Хави, Хави

Хавьер Бардем рассказывает о своей новой роли

GQ
Анна Сидорова: девушка, с которой тепло Анна Сидорова: девушка, с которой тепло

Анна Сидорова проводит на льду, толкая камни для керлинга

Esquire
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Кроссовер нового поколения многолик – в зависимости от угла обзора

Quattroruote
Ветрополис Ветрополис

Что происходит в единственном в России городе айтишников

РБК
Влаж­ная фигура Влаж­ная фигура

Супермодель Рози Хантингтон-Уайтли о комплексах, бургерах и любви к себе

Glamour
Пять способов смотреть – или пересматривать – «Твин Пикс» Пять способов смотреть – или пересматривать – «Твин Пикс»

Пять способов познакомиться с «Твин Пикс» или освежить свои познания о нем

Правила жизни
Недороги дороги Недороги дороги

Как и чем расплачиваться в поездке, чтобы ни рубля не потерять на конвертации.

Cosmopolitan
Будущее автопрома Будущее автопрома

Последние достижения в сферах электромобилей и беспилотных авто

CHIP
На даче без незадачи На даче без незадачи

Ухаживать за грядками, стричь газон, освежать новой краской забор – тяжелый труд

Лиза
Нить Арианы Нить Арианы

Ариана Гранде не боится провокаций и откровенных вопросов

Cosmopolitan
Почему он не женится? Почему он не женится?

Ты готова выйти замуж хоть завтра, а любимый все не делает предложения?

Cosmopolitan
Цифровое золото Цифровое золото

Откуда взялись деньги, которым не нужны банки и государства

Русский репортер
Он такой тревожный! Он такой тревожный!

Как общаться с ребенком, который всего боится

Домашний Очаг
Джей Кей Джей Кей

Правила жизни Джей Кея

Esquire
Татьяна Тарасова Татьяна Тарасова

Правила жизни Татьяны Тарасовой

Esquire
Открыть в приложении