Что предпринимается, чтобы в космонавтике было меньше места для героизма

Популярная механикаHi-Tech

Силы спасения

Благодаря недавно прошедшему на экранах России фильму «Время первых» вся страна вспомнила историю героической и злосчастной космической экспедиции корабля «Восход-2», закончившейся посадкой в нерасчетной точке, среди лесов и снегов. Уроки тех лет, конечно, были учтены, но и сегодня возвращение с орбиты связано с немалым риском.

Текст: Олег Макаров. Фото: Алексей Топоров

Самая необычная машина комплекса «Синяя птица» – плавающий шнекороторный вездеход. В момент учений на поле не было ни водных преград, ни болот, ни глубокого снега, поэтому работы вездеходу не нашлось.

И так снежно и ветрено, да еще Ми-8, зависший над белым полем на высоте метров двадцать, взмутил ротором настоящую бурю. В этот вихрь на тросе поднимается ярко-оранжевая люлька, в которой друг напротив друга сидят два человека. В белом буйстве тонет даже оранжевый цвет. Трос раскачивается, с ним и люлька, наверху грохочет «вертушка». От зрелища берет оторопь, но все заканчивается хорошо: люлька поднимается на уровень двери кабины вертолета и втягивается внутрь стрелой подъемника. В 1965 году, когда члены экипажа «Восход-2» оказались среди уральских лесов, их спасение затянулось на трое суток, и прежде всего из-за того, что на многие километры вокруг не оказалось подходящей поляны для посадки вертолета. Теперь бы вопрос решился проще – космонавтов забрали бы с места посадки вот таким способом.

Зрелище не для слабонервных: отрабатывается подъем членов космического экипажа непосредственно на борт зависшего над местом посадки вертолета Ми-8. Используется подвешенная на тросе люлька.

Охота за парашютом

Чтобы в космонавтике было как можно меньше места для героизма и больше безопасности и предсказуемости, на Земле постоянно ведется серьезная работа. И хоть поисково-спасательные операции в момент посадки капсулы проводятся уже десятилетия, все равно ежегодно дополнительно организуют специальные тренировки, чтобы снова и снова отработать все возможные сценарии и добиться абсолютной слаженности действий людей и машин.

Как известно, все штатные точки приземления спускаемых аппаратов корабля «Союз» находятся на территории Республики Казахстан, однако техника, обеспечивающая поисково-спасательные работы, базируется в России, в районе города Южно-Уральск в Челябинской области, на военном аэродроме Упрун. Именно здесь и проходят тренировки по спасению космонавтов. «ПМ» удалось побывать на одной из проводимых в зимний сезон (еще есть летние тренировки).

Вертолет, поднимающий оранжевую люльку, выглядел очень эффектно, но с ним мы все же забежали немного вперед. Прежде чем эвакуировать космонавтов, спускаемый аппарат надо еще найти. За определенное время до касания капсулой земли в воздух поднимается Ан-26. Его задача – поиск спускаемого аппарата, сопровождение его, установление связи с космическим экипажем, трансляция поиска. Как только место приземления капсулы обнаружено, самолет наводит на точку посадки авиационные (два вертолета) и наземные (спецмашины) средства и может отправляться на базу.

Ждать и здесь и там

На этот раз капсула «нашлась» прямо на аэродроме Упрун, но и в реальности чаще всего место приземления рассчитывается с достаточно высокой точностью (отклонение от расчетной точки составляет сейчас не более 12 км), так что космонавтам не приходится ждать спасателей слишком долго. Впрочем, случиться может всякое, поэтому система поиска и спасения состоит из трех эшелонов. «Первый эшелон выходит непосредственно к месту расчетной посадки, – говорит подполковник Мелихов, старший офицер-оператор Центра авиационно-космического поиска и спасания МО РФ. – Второй – еще один самолет в сопровождении вертолетов – выполняет прикрытие в радиусе 450 км от места предполагаемой посадки. И наконец, есть еще один район, в котором дежурит техника со спасателями, – туда корабль может приземлиться, если из-за технического отказа возвращение на Землю пойдет по баллистической траектории».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

IPhone на колесиках IPhone на колесиках

Смартджет объединяет в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов

Популярная механика
Питание чувств Питание чувств

Прийти в хорошую форму за месяц-другой вполне реально

Vogue
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
BMW 5-й серии BMW 5-й серии

Когда едешь за рулем, о пятиметровой длине даже не вспоминаешь

Quattroruote
Полет на кавернах Полет на кавернах

Как ускорить движение судна за счет подвода газа к его корпусу

Популярная механика
Аромат счастья Аромат счастья

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец

Караван историй
Полный улет Полный улет

Индивидуальный летательный аппарат Flyboard Air

Популярная механика
Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе

Сериал «Миллиарды» как пособие по выживанию в компании

Forbes
15 мыслей Валерия Тодоровского 15 мыслей Валерия Тодоровского

После девятилетнего перерыва режиссер вернулся к полному метру

GQ
Дом или барак Дом или барак

Что будет на месте снесенных пятиэтажек, если строить как всегда

Русский репортер
Дэвид Бекхэм Дэвид Бекхэм

Правила жизни Дэвида Бекхэма

Esquire
Кукольных дел мастер Кукольных дел мастер

Дизайнер обуви Фабрицио Вити показал Vogue сокровища своей квартиры

Vogue
Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует» Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует»

Знаменитый лингвист и философ Ноам Хомский, страстный критик пропагандистской машины медиа и американского империализма, дал в Париже интервью журналу Philosophie. Отрывки.

Psychologies
Jaguar XE – Audi A4 Jaguar XE – Audi A4

Британский и немецкий седаны. Так который из них круче?

АвтоМир
Genesis G90 – Jaguar XJ Genesis G90 – Jaguar XJ

Представительскому седану не так уж обязательно быть немецким

АвтоМир
Республика предпринимателей Республика предпринимателей

Республиканские порядки в Великом Новгороде XII века

Дилетант
Каталонский Мессионер Каталонский Мессионер

Лионель Месси – новая эпоха в футболе

Esquire
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
Леа Сейду: девушка, способная на все Леа Сейду: девушка, способная на все

Актриса Леа Сейду боится летать и остается в кровати

Esquire
Большая игра Большая игра

Сергей Карякин: сделать шахматы популярнее футбола и стать суперзвездой

Vogue
Курс на сближение Курс на сближение

Что важно в отношениях на самом деле?

Cosmopolitan
Старый альбом Старый альбом

Солист группы Tesla Boy рассказывает о жизни своего дяди-футболиста

Esquire
На даче без незадачи На даче без незадачи

Ухаживать за грядками, стричь газон, освежать новой краской забор – тяжелый труд

Лиза
Вадим Казаченко. Изображая жертву Вадим Казаченко. Изображая жертву

Ольга жаждала славы. И получила ее, пусть и скандальную, разыграв роль жертвы

Караван историй
Теперь всё можно Теперь всё можно

Мы нашли 25 доказательств, что жизнь в 30 становится понятнее и счастливее

Cosmopolitan
Цифровое золото Цифровое золото

Откуда взялись деньги, которым не нужны банки и государства

Русский репортер
«Государство их просто обмануло!» «Государство их просто обмануло!»

Валютчики шли на преступление, зная, что в худшем случае отсидят по десять лет

Дилетант
«Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера «Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера

Многие из нас мечтают о жизни без графика и офиса. О свободе делать то, что хочешь. Сергей Потанин, автор видеоблога «Записки путешественника», в 23 года придумал идею бизнеса, в 24 – заработал первый миллион. Вот уже шесть лет он путешествует, не заботясь о финансах. Мы поговорили с ним о том, как найти дело жизни, следовать за мечтой и чем опасна так желанная многими свобода.

Psychologies
«Главное – уделять себе время» «Главное – уделять себе время»

Интервью с Ольгой Армасовой

Psychologies
Гений места Гений места

В «Барвихе Luxury Village» придумали свадьбу под ключ

Vogue
Открыть в приложении