Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механикаHi-Tech

Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме. Отличить сходу «боинг» от «эрбаса» или «туполева» не всегда сможет и специалист. Однако схема вышла на теоретический предел эффективности. Дальше ее совершенствовать некуда.

Текст: Олег Макаров

Задел на будущее: В ЦАГИ проводятся исследования перспективного среднего транспортного двухфюзеляжного самолета. Планируется, что на таком летательном аппарате будут перевозиться различные грузы до 40 т. Также самолеты могут применяться в качестве носителей космических аппаратов. Проект разработан в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 2013–2025 годы»

Очевидно, что развитие авиации будет связано с поиском новых путей, и однажды мы увидим в небе самолеты не совсем привычного вида. На красивых картинках, посвященных будущему авиаперевозок, нам нередко показывают, например, летательные аппараты, в которых фюзеляж полностью интегрирован с крылом. Такая схема позволит заметно улучшить аэродинамическое качество самолета (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению), что даст возможность совершать полет с меньшими энергозатратами. Но есть у самолета-крыла и минусы. Во-первых, для размещения внутри крыла коммерческой загрузки сам аппарат придется делать очень большим, и он может не вписаться в размеры существующих взлетно-посадочных полос, не говоря уже об аэродромной инфраструктуре. Во-вторых, возникнет проблема аварийной эвакуации пассажиров, которая значительно проще решается при использовании стандартных фюзеляжей.

Охотник за дирижаблями

Куда еще можно двигаться? Сейчас в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) проходят испытания модели перспективного транспортного самолета, который можно назвать своего рода воздушным катамараном. Фюзеляж и крыло в целом сохранят привычный вид, вот только фюзеляжей будет два. И кажется, что-то подобное мы уже где-то видели.

Действительно, к двухфюзеляжной схеме авиаконструкторы то и дело обращались практически на всем протяжении истории авиации. Еще во времена Первой мировой пытались соединять два биплана, чтобы повысить дальность боевой машины, задачей которой была борьба с дирижаблями. Дальше экспериментов, правда, дело не пошло.

На пике моды на летающие лодки в первой половине 1930-х в стенах ЦАГИ был разработан «морской крейсер» АНТ-22 – гидросамолет-катамаран, рассчитанный на 6 т бомбовой нагрузки. Считалось, что такая конструкция повысит устойчивость машины и облегчит посадку на воду. Был построен опытный образец, но на этом все и закончилось.

С двухфюзеляжными конструкциями экспериментировали и инженеры нацистской Германии. Heinkel 111 Zwilling («Близнец») был попыткой создать мощный тягач для тяжелого грузового планера Me 321, обычно буксировавшегося двумя самолетами. Выпустили несколько экземпляров «Близнецов», и, что интересно, управлять машиной можно было из любого фюзеляжа. В 1945 году американская компания North American начала выпуск двухфюзеляжного истребителя F-82 Twin Mustang, который в силу компоновки имел увеличенную дальность и эскортировал тяжелые бомбардировщики в протяженных по времени рейдах.

Ренессанс двухфюзеляжных конструкций мы увидели в последние десятилетия в связи с разработкой технологий воздушного старта орбитальных и суборбитальных ракет. Выводимый аппарат подвешивается к центральной части крыла, что облегчает задачу его запуска при выполнении самолетом-носителем «горки». Это дает возможность сразу разделить траектории самолета и ракеты и избежать случайного столкновения. Примерами таких носителей стали самолет White Knight Two, на котором сейчас проводятся испытания туристического суборбитального ракетоплана VSS Unity, и детище компании Пола Аллена – не совершивший пока ни одного полета Stratolaunch Model 351. Последний сделан на основе Boeing 747 и рассчитан на установку под крылом достаточно тяжелых и габаритных космических ракет-носителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Заходи, побеседуем Заходи, побеседуем

Для душевных бесед и вкусных обедов на даче не обойтись без беседки

Лиза
Нобелевский практикум Нобелевский практикум

Нобелевские премии по физике, химии, медицине и физиологии – награды за практику

Популярная механика
Собрался на рыбалку? 9 секретов и лайфхаков для успешного улова Собрался на рыбалку? 9 секретов и лайфхаков для успешного улова

Ловись рыбка, большая и маленькая

Playboy
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин 4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин

Когда отношения начинаются, кажется, что все складывается идеально

Psychologies
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Футбол. Совсекретно Футбол. Совсекретно

Как КПСС руководила советским футболом

Огонёк
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Главное, что здесь и сейчас все хорошо Главное, что здесь и сейчас все хорошо

Интервью с Марией Куликовой

Добрые советы
Двойные стандарты Двойные стандарты

Стоимость антиматерии падает

Популярная механика
«Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально» «Возможно, я никогда не выйду замуж. И это нормально»

Стереотип о том, что все женщины мечтают выйти замуж, наконец уходит в прошлое

Psychologies
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика
Ударный труд: как Флойд Мейвезер заработал рекордные $275 млн за один вечер Ударный труд: как Флойд Мейвезер заработал рекордные $275 млн за один вечер

За бой с Конором Макгрегором Флойд Мейвезер заработал $275 млн

Forbes
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Общие задачи Общие задачи

Выпуск седана Vesta Cross «Автоваз» отметил масштабным автопробегом

АвтоМир
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
«Расстались, но живем вместе»: правила выживания «Расстались, но живем вместе»: правила выживания

После развода мы вынуждены делить кров с бывшим партнером

Psychologies
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Как воспитать в ребенке здоровую увлеченность? Как воспитать в ребенке здоровую увлеченность?

InternetUrok.ru выпустил серию образовательных видеоуроков

Psychologies
Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
«С возвращением, ребята!»: реакция сети на первое поражение России на ЧМ-2018 «С возвращением, ребята!»: реакция сети на первое поражение России на ЧМ-2018

Наши футболисты потерпели первое поражение на ЧМ-2018 со счетом 0:3

Playboy
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Самолёты с поворотным крылом Самолёты с поворотным крылом

История появления необычных самолетов

Популярная механика
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика
Гори, гори ясно: 20 лучших SPF-средств для идеального загара Гори, гори ясно: 20 лучших SPF-средств для идеального загара

Самое время обновить свою косметичку солнцезащитных средств

Cosmopolitan
Рисующие роботы Пиндара ван Армана Рисующие роботы Пиндара ван Армана

Может ли робот стать художником

Популярная механика
После разберутся: сколько стоит самый необычный стадион чемпионата мира — 2018 После разберутся: сколько стоит самый необычный стадион чемпионата мира — 2018

Как в Екатеринбурге за 13 млрд рублей реконструировали новый стадион

Forbes
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Станислав Черчесов: «Мы готовы остановить Салаха. И сделаем это!» Станислав Черчесов: «Мы готовы остановить Салаха. И сделаем это!»

Ответ перед нами держал главный тренер сборной России Станислав Черчесов

Maxim
Открыть в приложении