Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механикаHi-Tech

Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме. Отличить сходу «боинг» от «эрбаса» или «туполева» не всегда сможет и специалист. Однако схема вышла на теоретический предел эффективности. Дальше ее совершенствовать некуда.

Текст: Олег Макаров

Задел на будущее: В ЦАГИ проводятся исследования перспективного среднего транспортного двухфюзеляжного самолета. Планируется, что на таком летательном аппарате будут перевозиться различные грузы до 40 т. Также самолеты могут применяться в качестве носителей космических аппаратов. Проект разработан в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 2013–2025 годы»

Очевидно, что развитие авиации будет связано с поиском новых путей, и однажды мы увидим в небе самолеты не совсем привычного вида. На красивых картинках, посвященных будущему авиаперевозок, нам нередко показывают, например, летательные аппараты, в которых фюзеляж полностью интегрирован с крылом. Такая схема позволит заметно улучшить аэродинамическое качество самолета (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению), что даст возможность совершать полет с меньшими энергозатратами. Но есть у самолета-крыла и минусы. Во-первых, для размещения внутри крыла коммерческой загрузки сам аппарат придется делать очень большим, и он может не вписаться в размеры существующих взлетно-посадочных полос, не говоря уже об аэродромной инфраструктуре. Во-вторых, возникнет проблема аварийной эвакуации пассажиров, которая значительно проще решается при использовании стандартных фюзеляжей.

Охотник за дирижаблями

Куда еще можно двигаться? Сейчас в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) проходят испытания модели перспективного транспортного самолета, который можно назвать своего рода воздушным катамараном. Фюзеляж и крыло в целом сохранят привычный вид, вот только фюзеляжей будет два. И кажется, что-то подобное мы уже где-то видели.

Действительно, к двухфюзеляжной схеме авиаконструкторы то и дело обращались практически на всем протяжении истории авиации. Еще во времена Первой мировой пытались соединять два биплана, чтобы повысить дальность боевой машины, задачей которой была борьба с дирижаблями. Дальше экспериментов, правда, дело не пошло.

На пике моды на летающие лодки в первой половине 1930-х в стенах ЦАГИ был разработан «морской крейсер» АНТ-22 – гидросамолет-катамаран, рассчитанный на 6 т бомбовой нагрузки. Считалось, что такая конструкция повысит устойчивость машины и облегчит посадку на воду. Был построен опытный образец, но на этом все и закончилось.

С двухфюзеляжными конструкциями экспериментировали и инженеры нацистской Германии. Heinkel 111 Zwilling («Близнец») был попыткой создать мощный тягач для тяжелого грузового планера Me 321, обычно буксировавшегося двумя самолетами. Выпустили несколько экземпляров «Близнецов», и, что интересно, управлять машиной можно было из любого фюзеляжа. В 1945 году американская компания North American начала выпуск двухфюзеляжного истребителя F-82 Twin Mustang, который в силу компоновки имел увеличенную дальность и эскортировал тяжелые бомбардировщики в протяженных по времени рейдах.

Ренессанс двухфюзеляжных конструкций мы увидели в последние десятилетия в связи с разработкой технологий воздушного старта орбитальных и суборбитальных ракет. Выводимый аппарат подвешивается к центральной части крыла, что облегчает задачу его запуска при выполнении самолетом-носителем «горки». Это дает возможность сразу разделить траектории самолета и ракеты и избежать случайного столкновения. Примерами таких носителей стали самолет White Knight Two, на котором сейчас проводятся испытания туристического суборбитального ракетоплана VSS Unity, и детище компании Пола Аллена – не совершивший пока ни одного полета Stratolaunch Model 351. Последний сделан на основе Boeing 747 и рассчитан на установку под крылом достаточно тяжелых и габаритных космических ракет-носителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
Актер выложил невинное (ну совсем!) ФОТО из Диснейленда. И что тут началось! Актер выложил невинное (ну совсем!) ФОТО из Диснейленда. И что тут началось!

Маразм только что взял новую, невиданно высокую ноту! Аплодируем вприсядку!

Maxim
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Лучшие шутки и байки об иностранцах, приехавших в Россию на ЧМ. Часть вторая! Лучшие шутки и байки об иностранцах, приехавших в Россию на ЧМ. Часть вторая!

Аттракцион «Чужеземные болельщики глазами россиян»

Maxim
С горочки спустился С горочки спустился

Мы встретились с чемпионом России по форкроссу Иваном Кунаевым

Популярная механика
Как выбрать идеальный мужской костюм Как выбрать идеальный мужской костюм

Британские портные составили инструкцию, которая поможет во время примерки

Esquire
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика
Сборная России по футболу, ты ужасна! А можешь сыграть еще хуже? Сборная России по футболу, ты ужасна! А можешь сыграть еще хуже?

Способна ли команда под управлением Станислава Черчесова пробить дно на ЧМ?

Maxim
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Почему нужно смотреть гонки: статья для чайников Почему нужно смотреть гонки: статья для чайников

Почему именно сейчас, летом 2018 года, надо начать смотреть гонки

Популярная механика
Карта дня беспилотника Карта дня беспилотника

Как города России готовятся к появлению беспилотных автомобилей

Популярная механика
Надо работать. Почему никто не возмутится повышению пенсионного возраста Надо работать. Почему никто не возмутится повышению пенсионного возраста

Правительство выбрало тактику, которая позволит не допустить волнений

Forbes
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Cкайп-терапия: эффект отсутствия Cкайп-терапия: эффект отсутствия

Насколько эффективно виртуальное общение с психологом

Psychologies
Мир Дикого Востока Мир Дикого Востока

Как в Китае рождается медицина будущего

Популярная механика
Слишком просторно живут. Как отсрочка выхода на пенсию повлияет на рынок жилья Слишком просторно живут. Как отсрочка выхода на пенсию повлияет на рынок жилья

У россиян старшего поколения имеется актив в виде квартир

Forbes
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Татьяна Проценко. Сказка Мальвины Татьяна Проценко. Сказка Мальвины

История актрисы, сыгравшей Мальвину в детской сказке

Караван историй
Пешком по воде Пешком по воде

Далеко не все способны проплыть километр под водой

Популярная механика
Citroёn Berlingo: вэн поневоле Citroёn Berlingo: вэн поневоле

Французский фургончик, будучи новым, старался не нарушать баланса цена-качество

АвтоМир
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
Лучшие шутки дня и кадр из нового Тарантино! Лучшие шутки дня и кадр из нового Тарантино!

Безопасный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Золотые годы. Почему в России нужно повысить пенсионный возраст Золотые годы. Почему в России нужно повысить пенсионный возраст

Большинство россиян плохо относятся к идее повысить пенсионный возраст в стране

Forbes
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Ген победы. Для чего существует человек? Ответ на этот вопрос тебе может не понравиться Ген победы. Для чего существует человек? Ответ на этот вопрос тебе может не понравиться

О британского ученого-эволюциониста Ричарда Докинза

Maxim
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Позитивные скульптуры Ивана Песталоцци Позитивные скульптуры Ивана Песталоцци

Здесь нашлось бы место для гордого сообщения: «Дарим людям радость с 1959 года»

Популярная механика
Марс, пульс, температура Марс, пульс, температура

Зонд InSight: заглянуть внутрь Марса

Популярная механика
Эффект бабочки Флоренс Уэлч Эффект бабочки Флоренс Уэлч

Певица и муза дизайнеров выпускает этим летом первый за три года альбом

Vogue
Открыть в приложении