Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механикаHi-Tech

Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме. Отличить сходу «боинг» от «эрбаса» или «туполева» не всегда сможет и специалист. Однако схема вышла на теоретический предел эффективности. Дальше ее совершенствовать некуда.

Текст: Олег Макаров

Задел на будущее: В ЦАГИ проводятся исследования перспективного среднего транспортного двухфюзеляжного самолета. Планируется, что на таком летательном аппарате будут перевозиться различные грузы до 40 т. Также самолеты могут применяться в качестве носителей космических аппаратов. Проект разработан в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 2013–2025 годы»

Очевидно, что развитие авиации будет связано с поиском новых путей, и однажды мы увидим в небе самолеты не совсем привычного вида. На красивых картинках, посвященных будущему авиаперевозок, нам нередко показывают, например, летательные аппараты, в которых фюзеляж полностью интегрирован с крылом. Такая схема позволит заметно улучшить аэродинамическое качество самолета (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению), что даст возможность совершать полет с меньшими энергозатратами. Но есть у самолета-крыла и минусы. Во-первых, для размещения внутри крыла коммерческой загрузки сам аппарат придется делать очень большим, и он может не вписаться в размеры существующих взлетно-посадочных полос, не говоря уже об аэродромной инфраструктуре. Во-вторых, возникнет проблема аварийной эвакуации пассажиров, которая значительно проще решается при использовании стандартных фюзеляжей.

Охотник за дирижаблями

Куда еще можно двигаться? Сейчас в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) проходят испытания модели перспективного транспортного самолета, который можно назвать своего рода воздушным катамараном. Фюзеляж и крыло в целом сохранят привычный вид, вот только фюзеляжей будет два. И кажется, что-то подобное мы уже где-то видели.

Действительно, к двухфюзеляжной схеме авиаконструкторы то и дело обращались практически на всем протяжении истории авиации. Еще во времена Первой мировой пытались соединять два биплана, чтобы повысить дальность боевой машины, задачей которой была борьба с дирижаблями. Дальше экспериментов, правда, дело не пошло.

На пике моды на летающие лодки в первой половине 1930-х в стенах ЦАГИ был разработан «морской крейсер» АНТ-22 – гидросамолет-катамаран, рассчитанный на 6 т бомбовой нагрузки. Считалось, что такая конструкция повысит устойчивость машины и облегчит посадку на воду. Был построен опытный образец, но на этом все и закончилось.

С двухфюзеляжными конструкциями экспериментировали и инженеры нацистской Германии. Heinkel 111 Zwilling («Близнец») был попыткой создать мощный тягач для тяжелого грузового планера Me 321, обычно буксировавшегося двумя самолетами. Выпустили несколько экземпляров «Близнецов», и, что интересно, управлять машиной можно было из любого фюзеляжа. В 1945 году американская компания North American начала выпуск двухфюзеляжного истребителя F-82 Twin Mustang, который в силу компоновки имел увеличенную дальность и эскортировал тяжелые бомбардировщики в протяженных по времени рейдах.

Ренессанс двухфюзеляжных конструкций мы увидели в последние десятилетия в связи с разработкой технологий воздушного старта орбитальных и суборбитальных ракет. Выводимый аппарат подвешивается к центральной части крыла, что облегчает задачу его запуска при выполнении самолетом-носителем «горки». Это дает возможность сразу разделить траектории самолета и ракеты и избежать случайного столкновения. Примерами таких носителей стали самолет White Knight Two, на котором сейчас проводятся испытания туристического суборбитального ракетоплана VSS Unity, и детище компании Пола Аллена – не совершивший пока ни одного полета Stratolaunch Model 351. Последний сделан на основе Boeing 747 и рассчитан на установку под крылом достаточно тяжелых и габаритных космических ракет-носителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
А ты, часом, не лидер? Исчерпывающе пособие по увеличению харизмы А ты, часом, не лидер? Исчерпывающе пособие по увеличению харизмы

Кто знает, вдруг ты способен командовать армией, будучи простым зоотехником?

Maxim
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Великолепная восьмёрка Великолепная восьмёрка

Яркие премьеры ведущих яхтенных верфей мира

Robb Report
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Технологии хоккея: как играют в XXI веке Технологии хоккея: как играют в XXI веке

Насколько высокотехнологичным стал современный хоккей

Популярная механика
Рисунки на полях Рисунки на полях

На финале лиги чемпионов УЕФА-2018 засветился робот, рисующий разметку

Популярная механика
Привычки, которые мешают женщинам быть лидерами Привычки, которые мешают женщинам быть лидерами

Какие установки нас ограничивают?

Psychologies
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
Подножка для Набиуллиной: когда ждать новой девальвации рубля Подножка для Набиуллиной: когда ждать новой девальвации рубля

Ускорение инфляции до 4% в 2018 году ЦБ предсказал еще в прошлом году

Forbes
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
Нет любви. Почему служебные романы не приводят к серьезным отношениям Нет любви. Почему служебные романы не приводят к серьезным отношениям

Почему мы влюбляемся в коллег и не всегда правильно трактуем ответный «сигнал»

Forbes
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Проект «Ледяной червь»: подледный город с 600 ядерными ракетами Проект «Ледяной червь»: подледный город с 600 ядерными ракетами

Ледяной щит Гренландии, где американцы пытались разместить сеть ядерных ракет

Maxim
Осколочно-фугасный ливень Осколочно-фугасный ливень

Осколочно-фугасный ливень. Рой ударных БПЛА с авиабомбами Hatchet

Популярная механика
100% искусство. Несколько слов в защиту театрального фестиваля в Воронеже 100% искусство. Несколько слов в защиту театрального фестиваля в Воронеже

В Воронеже завершился Платоновский фестиваль искусств

СНОБ
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Лазурный город Лазурный город

Лиссабон считается одним из самых скромных европейских городов

Psychologies
Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
Колесные танки: необычный поворот истории Колесные танки: необычный поворот истории

Бронетехника с огромными, несоразмерными с корпусом колёсами

Популярная механика
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Данила Козловский снялся в фильме своей девушки Ольги Зуевой Данила Козловский снялся в фильме своей девушки Ольги Зуевой

Данила Козловский и Ольга Зуева вместе больше трех лет

Cosmopolitan
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях» Алексей Чумаков и Юлия Ковальчук: «Мы пережили кризис в отношениях»

Пара рассказала «СтарХиту» о дочке, слабостях и совместной работе

StarHit
Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
«Питбуль» Трампа и русская мафия: как разбогател личный юрист президента США «Питбуль» Трампа и русская мафия: как разбогател личный юрист президента США

Как складывалась карьера личного адвоката Дональда Трампа Майкла Коэна

Forbes
Очень сложная игра Очень сложная игра

Первая полезная компьютерная игра

Популярная механика
Lexus LS. Культурная революция Lexus LS. Культурная революция

Lexus дерзнул переписать правила флагманов

АвтоМир
Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
Жара в городе: 5 рецептов вкусных холодных супов Жара в городе: 5 рецептов вкусных холодных супов

Подборка из 5 вкусных холодных супов

Cosmopolitan
Открыть в приложении