Готовность номер один
Модернизация вооруженных сил – одна из приоритетных задач, поставленных китайским руководством. Долгое время в КНР создание собственных образцов военной техники шло по пути клонирования иностранных (прежде всего советских) систем вооружения. Отчасти эта практика продолжается и сегодня, однако ситуация изменилась, и теперь китайский оборонпром имеет в своем арсенале ряд собственных оригинальных разработок, основанных на самых передовых технологиях.
Китайский военный авиапром сделал колоссальный шаг вперед, хотя и от политики клонирования пока, очевидно, отказаться не в состоянии. У многофункционального истребителя J-11B вид настолько характерный, что не остается ни малейших сомнений: перед нами Су-27. Су-27СК в КНР производили по лицензии из российских комплектующих – это и был собственно J-11.
Хотим свое!
В начале прошлого десятилетия Китай отказался от дальнейших поставок комплектов для сборки и… просто скопировал самолет для производства на своей индустриальной базе. Так получился J-11B, в котором теперь появилась китайская авионика с современной «стеклянной» кабиной и китайское вооружение, в частности в виде ракет «воздух-воздух» PL-8, PL-9, PL-12. Планировалось также заменить российские двигатели АЛ-31Ф на собственную разработку WS-10 (в основе которой франко-американский двигатель CFM56 – их ставят на Boeing 737 и A320), но надежных данных о том, насколько успешно идет эта замена, нет.
Развитием темы стали модифицированный J-11D, который, по сообщениям китайских источников, обладает параметрами на уровне российского Су-35, J-16 – многоцелевой двухместный ударный самолет и J-15 – палубный истребитель для базирования на единственном пока китайском авианосце «Ляонин» (изначально «Рига», советский проект 1143.6). Однако насколько две последние машины действительно дорабатывались собственными силами, а насколько обязаны глубокому знакомству китайских авиаконструкторов с российскими Су-30МКК и Су-33, остается лишь догадываться.
Можно еще вспомнить, что Китай является одним из четырех государств в мире, когда-либо строивших бомбардировщики, способные нести ядерное оружие. Xian H-6 производится в КНР с 1959 года и является лицензионной копией давно снятого с вооружения советского Ту-16. Однако в Китае продолжают развивать эту линейку и не далее, как в 2011 году была показана самая современная модификация – H-6K. Самолет, разумеется, оснащен новейшей китайской авионикой, обладает увеличенным радиусом действия (до 3000 км) и способен нести 6 крылатых ракет CJ-10A с ядерными БЧ. Такой бомбардировщик вполне вписывается в китайскую стратегию сдерживания противника на море за первой цепью островов (Японские острова, Окинава, Тайвань) и может быть использован для борьбы с американскими авианосными ударными группами.
Гордость пятого поколения
Однако использование планера и двигателей советской разработки при замене авионики и вооружения на родное китайское – это лишь одна тактика. Другая – выход на передовые рубежи. Китай на сегодня является второй страной в мире, имеющей на вооружении истребитель 5-го поколения. Называется он Chengdu J-20. Одно можно сказать точно: это не клон ни одной из существующих моделей, однако, похоже, китайские конструкторы пытались собрать воедино технические решения, подсмотренные в разных местах. Причем в качестве источника вдохновения выступали не только уже принятые на вооружение американские F-22 и F-35, но также советский нереализованный проект МиГ 1.44. Возможно, именно у МиГа позаимствовано переднее горизонтальное оперение (схема «утка»), использование которого весьма сомнительно с точки зрения малозаметности – одного из главных критериев принадлежности к 5-му поколению. В американских источниках можно встретить мнение о том, что, копируя отдельные решения в области малозаметности, китайские конструкторы не до конца поняли суть этих технологий, и дескать, они не будут работать так, как это задумано создателями F-22 и F-35. Однако США склонны воспринимать новую китайскую систему вооружения всерьез, видя в новинке не столько истребитель для завоевания превосходства в небе,