Созвездие рекламы
Почему разработчики ионных двигателей из Avant Space занялись проектом космической рекламы.
Космонавтика стремительно демократизируется. Все чаще стартуют ракеты частных компаний, а собственный спутник на орбите может позволить себе даже группа энтузиастов. Чем больше становится таких аппаратов и чем сильнее они миниатюризируются, тем выше спрос на точные, компактные и экономичные двигатели для них. С прицелом на этот быстрорастущий рынок в Москве в 2016 году начал работу стартап Avant Space, чьей ключевой технологией стал ионный двигатель GT-50.
Сами по себе такие двигатели хорошо известны и благодаря крайне малому расходу топлива часто используются для дальних космических миссий. В последнее время двигатели этого типа – создающие реактивную струю инертного газа, ионизированного и ускоренного электрическим полем, – все шире применяются в низкоорбитальных спутниках. Возможность с ювелирной точностью регулировать тягу позволяет лучше контролировать орбиту и проводить не слишком энергозатратные маневры.
Недавно команда Avant Space успешно провела испытания нового источника ионов и подготовила инженерную модель к стендовым испытаниям. Система получилась компактной и легкой. При собственном весе около 6 кг двигатель GT-50 способен управлять космическим аппаратом массой до 400 кг. Разработчики спешили получить сертификацию для выхода на международный рынок. По их расчетам, стоимость каждого GT-50 должна была составить смехотворные 50 тыс. долл. – или 300 тыс. при штучном производстве, – что в разы меньше, чем у существующих аналогов. Однако далее, по словам основателя компании Антона Оссовского, «грянули санкции, пандемия и прекращение грантового финансирования "Сколково"».