«Дрель» для бомбардировщика
В конце 2018 года в госкорпорации «Ростех» сообщили о завершении государственных испытаний авиационной планирующей бомбы ПБК-500У «Дрель». У этой бомбы довольно сложная предыстория. Ее разработка с переменным успехом велась в течение последних 20 лет. Несколько раз проект приостанавливали и возобновляли. И вот дочернее предприятие «Ростеха» НПО «Базальт», которое является разработчиком этого боеприпаса, заявило о готовности своего изделия к серийному производству. Первые контракты на поставку «дрелей» начнут заключать в этом году.
Новая авиабомба создана с прицелом на истребители пятого поколения Су-57, которые пока не приняты на вооружение. Однако универсальность боеприпаса заключается в том, что уже сегодня им можно укомплектовать действующие самолеты. Носителями «Дрели» могут быть стратегические бомбардировщики Ту-22М, Ту-160М2 и Ту-95МСМ, а также самолеты тактической авиации Су-25СМ3, Су-24, Су-35, Су-34 и Су-30СМ.
«Дрель» – это огромная бомба размером с небольшой легковой автомобиль. Длина боеприпаса составляет 3,1 м, а масса – 540 кг. Главное отличие ПБК-500У от обычных авиабомб в том, что ее не нужно сбрасывать непосредственно над целью. После запуска с носителя боеприпас может планировать на расстояние более 30 км. Это позволяет боевым самолетам уничтожать цели, не заходя в зону плотного зенитного огня.
Дешево и очень сердито
«Дрель» обладает всеми преимуществами авиабомбы, а при ее производстве использованы технологии малозаметности. В первую очередь это достигается за счет уменьшения эффективной площади рассеяния, что снижает ее радиолокационную заметность и делает практически невидимой для радаров. «Дрель» не имеет двигателя, не излучает тепла, поэтому не видна в тепловизионном диапазоне. Также она неуязвима для ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Управляемую бомбу весьма сложно обнаружить, поэтому средствам ПВО трудно ее сбить.
На высоте около 250 м «Дрель» разделяется на 15 самонаводящихся суббоеприпасов массой 15 кг каждый. Это самостоятельные бомбы, в каждую из которых можно «прошить» отдельное боевое задание. На конечном участке траектории они отделяются от «Дрели» и спускаются на парашютах, получая целеуказания от радарных и инфракрасных сенсоров. Пилот может занести цель в головку самонаведения перед сбросом или во время полета. В ПБК-500У реализован принцип «выпустил – забыл», который избавляет оператора от необходимости сопровождать цель до ее поражения. Позиционирование и ориентирование в пространстве осуществляется при помощи системы ГЛОНАСС. В боеприпасе реализован специальный алгоритм, который позволяет сравнивать местность с данными электронной карты, занесенными в память бомбы. Альтернативный способ определения местоположения требуется тогда, когда системы радиоэлектронной борьбы глушат сигналы спутников.