Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить
В феврале 2023 года британская галерея Тейт объявила о планах сменить экспозицию— в новом варианте будет представлено больше произведений, созданных женщинами. Разбираемся, как художественные институции пересматривают художественный канон в пользу более гендерно-сбалансированного взгляда на историю искусства и современную арт-сцену.
Венецианская биеннале, одна из авторитетнейших международных выставок, в 2022 году стала революционным событием. Для нее куратор Чечилия Алемани отобрала работы 213 авторов, и 192 из них — женщины. За более чем столетнюю историю выставки никогда еще не случалось мероприятия, на котором хотя бы большинство произведений были созданы женщинами.
Биеннале «Молоко сновидений» сама Алемани не хотела считать откровенно феминистской. Она поясняла, что е е кураторская деятельность стала поправкой к многовековому исключению женщин из истории искусства. Поэтому на выставке были представлены работы современных художниц, которые еще никогда не выставлялись на международных экспозициях, и тех, кто не получил признания при жизни.
Венецианская биеннале 2022 года следует тренду на повышение представленности женщин на арт-сцене. Он затрагивает не только выставочные проекты, но и консервативные институции — крупнейшие мировые музеи задумываются над тем, насколько разнообразны их экспозиции, и пытаются диверсифицировать свои коллекции.
Как гендерная дискриминация отражается на истории искусств
Еще в 1858 году немецкий искусствовед Эрнст Гуль написал статью «Женщины в искусстве», в которой представил обзор творчества художниц с древнейших времен. На тот момент каноническая история искусства о женщинах ничего не рассказывала.
В 1971 году американский историк искусств Линда Нохлин написала эссе «Почему не было великих художниц?» — его появление буквально бросило вызов культурным институция. В своей рабоче Нохлин пояснила, что женщины в прошлом не могли наравне с мужчинами получать образование, вступать в художественные гильдии, практиковаться. Они даже не могли научиться писать анатомически точную обнаженную натуру, чтобы работать с мифологическими и библейскими сюжетам. Когда же художницам все же удавалось проявить свой талант и достичь мастерства, им отказывали в признании, не принимали их заслуги, ошибочно приписывали их работы мужчинам.
Эссе Нохлин также послужило важным стимулом для публичной дискуссии о забытых или неизвестных широкой публике художницах. В 1976 года Нохлин вместе с коллегой, профессором Энн Сазерденд открыла международную выставку «Женщины-художницы: 1550–1950». В ней выставлялись работы 83 женщин из 12 стран.
Музеи в конце ХХ века еще не были готовы к смене дискурса. Например, в 1984 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась выставка «Международный обзор живописи и скульптуры». На ней было представлено 169 художников, среди которых было всего 13 женщин. В ответ на это группа анонимных американских художниц Guerrilla Girls выпустила несколько плакатов, чтобы привлечь внимание к гендерной дискриминации в искусстве.
Что делают музеи, чтобы добавить в свои экспозиции женские работы
В 2007 год в нью-йоркском Бруклине появился Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер (историка, феминистки и коллекционера). Его задачей стало продвижение творчества женщин. За последующее десятилетие музей приобрел около 3800 работ. Около сотни работы были куплены специально для Центра в 2018 году. Тогда во всем музее проходила обширная выставочная программа «Год «Да»: переосмысление феминизма в Бруклинском музее».