По ту сторону: городские легенды, которую помогут понять Россию
Городской фольклор таит в себе многое, о чем умалчивают официальные гиды. Почему в Воронеже детей пугают совой? Какого кота гладят на удачу в Ростове-на-Дону и зачем Екатеринбургу гигантская клавиатура? Выяснили это вместе с Russpass — сервисом для путешествий по России.
IЕкатеринбург
Легенда №1: Усадьба Харитоновых — Расторгуевых
Начнем с того, что богатая усадьба Харитоновых — Расторгуевых появилась на Вознесенской горке из тщеславия: купец Лев Расторгуев пожелал поставить свой дом так, чтобы царь и бог каждый день видели его. Божественным «оком» служила Вознесенская церковь, которая находилась рядом; «глазом» царя — дом горного начальника, который стоял вдалеке, зато напротив — через пруд.
Неизвестно, кто именно был архитектором усадьбы. Но по одной из версий, Расторгуев заставил спроектировать дом узника тобольского острога и сулил в награду освобождение. Дом был построен, но заносчивый купец не выполнил обещания, и талантливый автор повесился в тюрьме. Конечно, этот жест отчаяния повис проклятьем над роскошным домом и теми, кто в нем жил. Горожане гадали, откуда столько денег взялось на строительство богатой усадьбы и где томятся те, кого до смерти замучил зять Расторгуева, Харитонов, вместе со своим приказчиком и дядей второго зятя Григорием Зотовым — выдающимся управляющим, который существенно повысил выработку на Кыштымских заводах, но добился этого за счет жестокого угнетения работников, включая женщин и детей.
Мрачный шлейф легенд о подвалах, где золото соседствовало со страданиями, окутал усадьбу на целый век. Поэтому из наследников купеческого рода в XIX веке там никто жить не хотел. Затем к власти пришли большевики. В легенды они не верили и переоборудовали усадьбу в Дворец пионеров. Расторгуев вошел в историю города как обманщик, а архитектура дома Харитоновых — Расторгуевых на века останется памятником уральского классицизма.
***
Легенда №2: Легенда об основании Екатеринбурга
День рождения города Екатеринбурга связывают с пуском плотины на реке Исеть, вода которой дала энергию железоделательному заводу. Случилось это 18 ноября 1723 года. Строительству нового города предшествовал царский указ построить «посредине всех заводов» город-завод, который должен был стать промышленным центром России. Назначенный начальником горных заводов Василий Татищев приехал на Урал выбирать место под новый город. Как гласит легенда, в ночь на 1 января 1721 года Татищев увидел сон. Во сне ему явилась царица древних чудских племен и предостерегла: «Не разрывай курганы, где мои воины лежат, а не то не видать тебе покоя вовек». По одной из версий, Татищев послушался царицу и перенес место строительства плотины и завода выше по течению Исети. По другой версии, Татищев не стал менять место, но выкапывать курганы тоже не решился. Так и хранятся сокровища чудских племен под землей в сердце города — там, где сейчас вместо первых заводов разбит Исторический сквер.
В сквере встречается множество исторических знаков: от барельефов об основании Екатеринбурга до сада камней. Среди множества уральских минералов почетное место занимает большой родонит прямо напротив центрального бьефа плотины. В этом камне, как верят местные жители, воплощена магическая сила: прикосновение к нему стимулирует любовные чувства и творчество. Быть может, так и проявляется благодарность древней царицы за деликатное отношение к курганам.
***
Легенда №3: Озеро Шарташ
Сегодня озеро Шарташ находится на северо-восточной окраине города. Когда-то на берегу водоема стояла старообрядческая деревня. И кто бы мог подумать, что с этого места начнется русская золотая лихорадка: в 1745 году крестьянин-раскольник Ерофей Марков случайно подобрал на берегу Шарташа два тяжелых камня, которые странно поблескивали. Проверка показала: блестит золото, а Марков наткнулся на богатую золотую жилу. И потянулись к озеру авантюристы и купцы, и каждый из них надеялся отыскать несметные богатства. Наконец, в 1814 году горный инженер Лев Брусницын придумал способ, как наверняка отыскать драгоценный металл: золотые частицы можно добывать из песка — нужно только научиться просеивать и промывать его. И этим может заняться не только завод, но и каждый, у кого есть сито и корыто. Немало искателей нашли разочарование по Уралу и в окрестностях Шарташа. Но золото здесь добывают до сих пор.
Говорят, при строительстве свердловского метро в 1980-е метростроевцы тоже наткнулись на золотую жилу. Но посмотрели на город над ней и решили не трогать — пусть дома стоят, как стояли. А подробности драм и трагедий уральской золотой лихорадки поэтично запечатлел в своих произведениях Павел Бажов. Знаменитый уральский писатель посвятил Ерофею Маркову отдельный сказ — «Золотые дайки».
***
Легенда №4: Дом Севастьянова
Николай Севастьянов служил коллежским асессором и получал приличное жалованье. В 1860 году он купил дом в самом центре города: на углу набережной городского пруда и Главного проспекта. Место видное, через пруд — дом горного начальника, через дорогу — первый городской собор, Екатерининский. Дом добротный, не старый. Севастьянов был не только состоятельным, но и тщеславным человеком — и захотел сделать свою покупку еще заметнее.
Легенда гласит, что Севастьянов попросил инженера Александра Падучева украсить фасады всем самым красивым. Падучев решил украсить каждый из трех этажей по-разному: в ход пошли детали в стилях неоготики и барокко. Красок тоже не пожалел: выбрал сочетание охры и ярко-зеленого. Но и этого Севастьянову показалось мало — на оставшиеся деньги он собирался покрыть купол ротонды на углу дома сусальным золотом. Только никто этого так и не увидел: говорят, задумка купца не понравилась церкви. Совсем рядом — Екатерининский собор, а тут блестит куполом купеческий дом. В назидание Севастьянову велели ходить на церковную службу в деревянных калошах.