Плавучий институт: как устроено российское судно «Академик Мстислав Келдыш»
В последние годы научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» не остается подолгу в порту своей приписки. Едва заглянув на «базу», проведя необходимый ремонт и пополнив припасы, он отправляется в новый рейс. Обновляется и научная команда, работающая на судне: приближаясь к 40-летию, оно остается одним из самых крупных «плавучих институтов», центром притяжения студентов и ученых всего мира.
Судно «Академик Мстислав Келдыш» совершило немало открытий, которые прочно вошли в историю научно-исследовательского флота и сохранились даже в умах обычных людей, далеких от науки. На будущее у этого судна планы не менее серьезные: в рамках национального проекта «Наука» будет проведена модернизация, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.
«Радовались как дети», – сказал океанолог, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов по итогам летне-осенней экспедиции 2019 года на судне «Академик Мстислав Келдыш». Посетив Восточно-Сибирское море, ученые впервые в истории наблюдали, как на глубине из-под океанского дна происходят выбросы природного газа. Он накапливался медленно и целые эпохи оставался заперт в составе метаногидратов вечной мерзлоты. Ученые давно предсказывали, что по мере глобального потепления климата этот газ будет высвобождаться и поступать в атмосферу, но теперь «Келдышу» и его команде удалось убедиться в этом на деле.
Игорь Семилетов не без тревоги замечает, что скорость деградации подводной мерзлоты оказывается намного выше ожиданий ученых, и кое-где она протаяла уже до горизонтов залегания газовых гидратов. «В последние 30 лет скорости вертикальной деградации подводной мерзлоты удвоились по сравнению с предыдущими столетиями и достигли 18 см/год, что на порядок выше ранее принятых оценок, – добавляет ученый. – Этот результат заставляет принципиально пересмотреть постулат о том, что подводная мерзлота стабильна и к концу 21 века может протаять максимум лишь на несколько метров».
Некоторые специалисты смотрят на этот процесс с особой опаской. Метан – намного более мощный парниковый газ, чем углекислый. Поступая в атмосферу, он может еще сильнее ускорить рост температуры. Он приведет к дополнительным выбросам метана – и новому витку потепления – недаром такой катастрофический сценарий называют «метангидратным ружьем» – эффект может быть таким же губительным для планеты, как выстрел из ружья – для человека. Впрочем, другие эксперты не склонны к панике и задумываются о возможностях добычи огромных ресурсов «морского» газа. И те, и другие работают на «Академике Келдыше» – судне, которое уже давно остается в эпицентре мировой океанологии и самых громких экспедиций.
Начало флагмана
Первым крупнотоннажным научно-исследовательским судном в нашей стране стал «Витязь». Он был переоборудован из германского грузопассажирского теплохода «Марс» и передан Институту океанологии, где получил новое имя. Водоизмещение «Витязя» превышало 5700 тонн, и он долго оставался флагманом отечественного исследовательского флота.
Аналогичным образом, на базе пассажирских и грузовых теплоходов, строились и последовавшие за ним «научные» корабли. Однако к концу 1960-х, когда накопился большой опыт их эксплуатации, советские корабелы определили архитектурные типы, оптимальные не для «гражданских», а именно для научно-исследовательских судов (НИС). Развернулось масштабное строительство по нескольким унифицированным проектам. Одним из них стал проект 4600, на основе которого на верфях финской компании Hollming в 1981 г. был построен «Академик Мстислав Келдыш».
Это крупнотоннажное универсальное НИС водоизмещением более 6300 т отличается несимметричным расположением средней надстройки. Благодаря этому океанологические лебедки, которые позволяют манипулировать спускаемым оборудованием, удалось разместить ближе к центральной части судна, где они испытывают минимальное воздействие килевой качки. Параллельно надстройка частично скрывает рабочую палубу от ветра и воды. Технические отверстия сточных систем выведены на противоположный борт, и рабочий остается «чистым», облегчая использование техники и измерительной аппаратуры.
Такая архитектура оказалась действительно эффективной и принесла науке немало удивительных открытий, а судну – мировую славу. «"Академик Мстислав Келдыш" является уникальным, – рассказывает капитан корабля Юрий Горбач. – На нем имеются носовое и кормовое подруливающие устройства, а также четыре главных двигателя, что позволяет проводить научные исследования в любых режимах». Служа носителем глубоководных аппаратов, судно участвовало во множестве крупных экспедиций, связав свое имя с такими знаменитостями, как «Титаник» и линкор «Бисмарк». Даже предыстория «Келдыша» легендарна – и началась она почти как политический детектив.
Первые «Рыбы»
Заполучить глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) советские ученые пытались еще с 1960-х. Производство таких батискафов лежало за пределами возможностей промышленности СССР того времени. Поэтому заказ на постройку первого из них в 1971 г. получила канадская International Hydrodynamics Corp. (HyCo). Однако «война санкций» существовала уже тогда, и под давлением США соглашение о продаже было аннулировано, а уже построенный аппарат «Пайсис-4» (от лат. Pisces, «рыбы») передали коммерческим заказчикам. То же повторилось еще с несколькими батискафами серии. Выкрутиться удалось лишь с «Пайсис-7» и «Пайсис-11». Они производились в разных странах, по частям, после чего собирались, испытывались и затем переправлялись в СССР.