Игорь Савельев: Как тебе такое, Iron Mask?
Каждую неделю Илья Данишевский отбирает для «Сноба» самое интересное из актуальной литературы. Сегодня мы публикуем фрагмент из новой книги Игоря Савельева (выходит в «Редакции Елены Шубиной»). Студент Кембриджа Алекс, он же Алексей Николаев, старается не афишировать родственную связь с могущественным российским чиновником. О событиях в Москве он слышит лишь отдаленно. Возможно ли, что его отец захватил власть в результате путча? Что означает срочный вызов на родину? Желание отца наконец поговорить и расставить все точки над «i»? Шанс для Алекса разобраться с подростковыми травмами? Или все это — грязная игра спецслужб?
ALEX: угадай кто ко мне пришел?
THEO: посол великобритании
ALEX: что за дурацкая версия
THEO: а что за дурацкий вопрос?
THEO: понятия не имею журналист полицейский дед мороз тень отца гамлета
THEO: извини
Алекс помыл две кружки, а заодно и чужую тарелку. При всей своей убогости и дешевизне, хостел ему нравился: здесь никто не лез в душу и не выяснял, кто ты, что ты, чего шарахаешься по Москве, не хочешь ли выпить за компанию или спеть под гитару. Алекс насмотрелся такого в хостелах Мексики. Здесь — он никого не видел и не встречал. Во сколько бы ни приходил, он не заставал никого ни в коридоре, ни в колене коридора, где еле помещалась кухня. Алекс все равно старался не шуметь. Иногда кто-то был в общей ванной — оттуда был слышен плеск воды, — да под утро сквозь сон доносились порой голоса. И немытую посуду в раковине кто-то регулярно оставлял — скоты.
ALEX: буду тебе подсказывать он снял фильм про моего отца
THEO: погоди дай-ка вспомнить этот ваш режиссер
THEO: как его зовут?
THEO: он еще оскар получил за уставшие от солнца
ALEX: да нет же фильм разоблачающий коррупцию
THEO: кто же это неужели кен лоуч?
THEO: не знал что он в москве
ALEX: да господи это не режиссер а политик
THEO: да я понял уже понял это я так прикалываюсь
THEO: что он хочет?
ALEX: понятия не имею
ALEX: вот пока делаю ему чай
THEO: чай ага водки ему предложи
ALEX: тут чувак который дежурит в этом хостеле типа портье по-моему сейчас с ума сойдет
ALEX: сидит на меня таращится
ALEX: он его кажется узнал
ALEX: наверное сторонник на митинги его ходил
THEO: вот пусть он вам чай и делает
ALEX: ага как же ты бы видел здешний уровень сервиса
Возможно, этот длинноволосый балбес был арендатором, владельцем или, там, другом владельцев хостела. Во всяком случае, он дежурил всегда и со странным упорством — день и ночь — смотрел на планшете стендап, настоящий, американский (Алекс не сразу это понял). Но смотрел так серьезно, что, возможно, чисто ради языка. То есть в те моменты, когда было действительно смешно, он так сурово молчал, что хотелось подойти к нему и объяснить шутку.
Чай в комнату Алекс носил неспешно, в два захода: сначала кружки, потом вазочку с крендельками, здешнюю, общую.
— Кофе здесь только растворимый, поэтому я сделал чай, — как бы извинялся он. — Чай везде одинаковый.
— Ну не зна-аю...
— Вот странно. Англия же вроде страна эталонного чаепития, там культ чая, а все почему-то пьют эту дрянь из пакетиков, вот поголовно, на любом уровне, даже в Букингемском дворце... Нормального крупнолистового чая, который можно заварить, просто не найти. У нас в любом магазине — в пять раз больше выбор... Я говорю сейчас про Москву... — Алекс произнес эту светскую речь, отжимая и выкладывая свой пакетик прямо на полировку, и понимал, что дальше — ничего. Просто не о чем будет говорить.
— Бывали в Букингемском дворце? — осведомился гость.
— Нет. А почему вы спрашиваете? Собираете компромат и факты для нового расследования?..