Павел Пепперштейн: Никогда не развивался. Я ненавижу развитие
Один из главных и самых известных современных художников России (а может, писателей или критиков) Павел Пепперштейн интервью дает не часто. Но для «Сноба» сделал исключение — как-никак в прошлом он даже был колумнистом и членом нашего клуба. Гордей Петрик отправился в загородный дом художника в Подмосковье и расспросил его о новых проектах. Фотограф Алексей Красновский снял Павла с его музой Соней Стереостырски в костюмах белогвардейцев.
Павла Пепперштейна не нужно долго представлять. Основатель арт-группы «Медицинская герменевтика», автор десятков перформансов и сотен картин, за плечами которого выставки по всему миру. Писатель и автор культовых книг «Мифогенная любовь каст», «Диета старика», «Военные рассказы», «Свастика и Пентагон». Центральная фигура московской богемы и, с недавних пор, режиссер экспериментальных фильмов. Сейчас Пепперштейн пишет серию автобиографических романов (первый — «Эксгибиционист» вышел в издательстве музея «Гараж» осенью 2020-го) и заканчивает фильм «Белый шум», посвященный загадочной связи Белого движения и собственно феномена звука. Последний год он работает в паре с Соней Стереостырски в художественном объединении, которое они назвали ППСС. В феврале 2021 года в Фонде культуры «Екатерина» открылась их масштабная выставка, посвященная поп-звездам.
Ɔ. Почему выставку в фонде «Екатерина» вы решили делать именно группировкой, а не поставить отдельно два имени художников?
Павел: Мы с Соней решили объединиться не только в искусстве, но и в других всесторонних проектах. Наши так называемые полевые исследования касаются совершенно разных феноменов: климата, культуры, здравоохранения и науки. Одно из проявлений нашей деятельности — выставка, размещенная в фонде «Екатерина». Она посвящена певцам и певицам, но если говорить абстрагированно, то выставка — о звуке. И она перебрасывает мостик к фильму, над которым мы сейчас работаем. Фильм называется «Белый шум» и посвящен звуку вообще. Говоря об этой теме, я люблю пересказывать легенду о святом Франциске Ассизском. У него было видение: появился ангел со скрипкой в руках и один раз провел смычком по струнам. Святой Франциск услышал божественный аккорд — звук, в котором слилось все. Конечно, остается открытым вопрос, который возникает: этот звук был фрагментом некой музыки сфер или это цельное музыкальное произведение, которое услышал святой Франциск? Для меня и Сони интерес к звуку — довольно характерная и испытанная вещь. Он предшествовал нашему объединению. Мой фильм «Звук солнца», снятый вместе с Наташей Норд, тоже посвящен звуку. Для меня это развитие темы.
Ɔ. Чем вы сейчас заняты в рамках ППСС?
Павел: Невозможно молчать об основанном нами обществе, которое находится на стадии бурного развития, — Общество Пропаганды Попсы. Мы осознали, что пропагандировать нужно то, что не нуждается в пропаганде, то, что уже обожаемо в обществе и без чего люди не могут жить. Было бы неправильно воспринимать это как ироническое мероприятие. Оно таковым не является. В акте вторичной пропаганды и глорификации скрывается новое значение попсы. Глубинная сущность выходит на первый план. Поверхностность восприятия, которая часто присутствует в отзывах о попсе, исчезает. Мы стараемся копать глубоко и медитировать как на сами музыкальные произведения, так и на протагонистов и богов, которые эти композиции исполняют. В нашем дискурсе песни называются «позывными».
Ɔ. На выставке представлены попсовики разного калибра. У каждого своя аудитория: у некоторых она в разы больше, чем у других. По какому принципу эти исполнители были объединены?
Павел: Соня и я — представители аудитории этих певцов и певиц. Но хочется добавить, что мы увлекаемся не только попсой, но и школьным рэпом. Речь идет о саморастущем явлении. Мы — оголтелые фанаты и этого стихийного направления в музыке, и попсы.
Соня: Всем советую скачать сборник «Тру Хип-Хап Для Гурманов». Или послушать его на YouTube.
Ɔ. Кто ваши любимые школьные рэперы?
Павел: МС Пох, чей портрет есть на выставке, МС Воронеж, группа «Телка»: «Я крутая телка, у меня большие сиськи. Люблю бухать и мужские пиписьки». Потом Mr. Big Mac — он не популярный исполнитель, менее известный рэпер. Мы обожаем такую музыку, впрочем, анализируем и творчество дуэта Никитиных.
Ɔ. Я сегодня узнал о таком чуваке, как МС Бэнтли. Он был популярен около двенадцати лет назад. Его творческий дискурс не изменился за эти годы. Довольно интересный феномен.
Соня: В вышеупомянутом сборнике есть трек «Я ненавижу панков», который исполняют МС Бэнтли и МС Игорян. Они также известны, как объединение «Феодалы». Никнеймы участников указаны в скобках. Мы же объединились в ППСС, чтобы в скобках писать «Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски».