Режиссер монтажа Юрий Карих: «Я делаю что-то свое, а потом вступаю в диалог»

EsquireРепортаж

«Мне постоянно хочется. Кинуть комп в стену, разбить клавиатуру. Но я понимаю, что это надо доделать и все. И вперед»

  • ФИО: Юрий Карих
  • Профессия: Режиссер монтажа
  • Работы: «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021), «Лето» (2018), «Ученик» (2016)

Вокруг монтажеров в кино намного меньше шума, чем вокруг актеров или режиссеров, и даже отдельная номинация «Оскара» не слишком повлияла на ситуацию. Меж тем монтаж — это и есть то, что мы видим на экранах, а режиссер монтажа не меньше, чем главный режиссер ленты, влияет на финальный результат и формирует нарратив. 32-летний Юрий Карих попал в профессию едва ли не случайно. Но, очевидно, удачно: первым же его полным метром стал «Ученик» Кирилла Серебренникова, затем Юрий смонтировал прогремевшее в Каннах «Лето» того же режиссера о ранних годах карьеры Виктора Цоя, а совсем недавно на экраны вышел наполовину смонтированный им фильм «Майор Гром», который единогласно окрестили первым русским блокбастером. В интервью Esquire (и по совместительству в своем первом интервью в принципе) Карих рассказал, чем все-таки занимается режиссер монтажа, изменили ли его жизнь кинопремии и мечтает ли он однажды сесть в главное режиссерское кресло.

Ты согласен с тем, что монтажер — это техническая профессия?

Нет. Мне все-таки кажется, что это ремесло. В нем много того, чему можно научиться технически, но также много и творчества.

Если бы ты объяснял человеку, который вообще ничего не знает про создание кино, кто такой режиссер монтажа, как бы ты это сформулировал?

По сути, монтаж — это склеивание всего со всем. Режиссер монтажа ищет интересные решения, играет с психикой и восприятием человека. Что ты решишь показать, то зритель и увидит. При этом монтаж должен быть незаметен. Если зрители говорят: «Как круто он склеил сцену!», то это не классно. Все должно быть естественно. А еще монтаж — это определяющая часть кино как искусства. Все другие кинопрофессии — более смешанные: художник-постановщик тем же самым занимался в театре до того, как появилось кино, художник по костюмам тоже, сценаристы пьесы и книжки писали, но до появления кино никто ничего не монтировал.

Как вышло, что ты начал заниматься именно этой частью кинопроизводства?

Я родился в Москве в 1988 году, после школы поступил в РУДН на инженерный факультет, год отучился, а потом понял, что с меня хватит физики с математикой, и решил уйти оттуда. Перешел в МФЮА — это такой институт, из которого не выгоняют, если ты платишь. Но из-за того, что я перешел на платное, мне пришлось начать активно работать. Сначала в типографии, потом — в Московской государственной филармонии. Уже после нее я начал заниматься видео, делал ролики для телеканалов. Этот институт я в итоге тоже бросил. С учебой у меня не очень вышло. Зато я познакомился с давним другом отца, которого папа в свое время привел в компьютерную графику (отец работал в этой сфере, но он давно умер, поэтому пути у всех разошлись). Мы с ним начали делать корпоративные фильмы. Потом я попал в рекламный продакшен — монтировал кастинги. Я туда прихожу, а меня спрашивают: «Ты умеешь работать в Final Cut?». Я: «Да, конечно, никаких проблем». А я даже «мака» (компьютера Apple, для которого написана эта программа для монтажа. — Esquire) не видел в своей жизни ни разу. На первом проекте я глобально так обосрался, но режиссер был очень культурный и не подал виду — просто начал объяснять, как монтировать.

Ты сказал, что у тебя папа был «примерно из этой сферы» — из компьютерной графики или из кинопроизводства? Чем вообще родители твои занимались?

Родители большую часть своей жизни веселились. В один момент папа начал заниматься компьютерной графикой. Его взял на работу, так скажем, мой названый дядя. Собственно он же потом взял меня в филармонию, и с ним мы делали ролики для канала «Культура».

Я правильно понимаю, что у тебя довольно веселая творческая семья и выбор инженерной специальности был твоим решением, на тебя не надавили?

Ну, это тяжело назвать весельем. А когда умер отец, я «вошел в штопор». Инженерный факультет я выбрал, потому что про кино вообще никто не думал. Я хотел быть архитектором, а мне говорили, что я карандаш в руках держать не умею, какой из меня архитектор. Сказали, что нужно попробовать пойти в строительный — я попробовал, поступил. Не очень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как изменилась расстановка сил на Ближнем Востоке спустя 10 лет «арабской весны»? Как изменилась расстановка сил на Ближнем Востоке спустя 10 лет «арабской весны»?

На Ближнем Востоке, кажется, возможно все, вплоть до свержения диктатора

Esquire
Мы собрали для вас 10 классных фильмов о рок-музыкантах Мы собрали для вас 10 классных фильмов о рок-музыкантах

История Джона Леннона, творчество Курта Кобейна и воспоминания Боба Дилана

GQ
История Михаила Пичугина и других людей, которым удалось выжить в открытом море История Михаила Пичугина и других людей, которым удалось выжить в открытом море

Истории выживания на большой воде

СНОБ
Зачем аммониты превращали свои раковины в фантастические фракталы Зачем аммониты превращали свои раковины в фантастические фракталы

Структура стенок раковин древних моллюсков служила весьма практичным целям

Популярная механика
Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни

Почему резкое исчезновение партнера может стать испытанием для психики?

Psychologies
Экологичные перемены Экологичные перемены

Как вы можете прямо сейчас начать менять свою жизнь в сторону экологичности

Домашний Очаг
Как забыть кота Как забыть кота

Шесть рабочих советов, как пережить потерю питомца

Maxim
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
В чем подвох ожиданий? В чем подвох ожиданий?

Почему женщины думают о свадьбе уже после первого свидания

Лиза
Виртуальные города, паспортный контроль зданий и экологичность: к чему придут архитекторы в ближайшем будущем Виртуальные города, паспортный контроль зданий и экологичность: к чему придут архитекторы в ближайшем будущем

Как архитектура становится историей или музеем под открытым небом

Популярная механика
Для помолвки и «мести» мужу: самые известные украшения принцессы Дианы Для помолвки и «мести» мужу: самые известные украшения принцессы Дианы

Каждый предмет в коллекции леди Ди обладал особенной историей

Cosmopolitan
Гузель Яхина: «То, что происходит сейчас, — это продолжение советского периода» Гузель Яхина: «То, что происходит сейчас, — это продолжение советского периода»

Гузель Яхина — о своем ощущении советского времени и о новом романе

Эксперт
«Я больше не боюсь ошибаться» «Я больше не боюсь ошибаться»

Ошибки — необходимая часть жизни

Psychologies
Секреты похудения Утяшевой, Асмус, Волочковой и других ярких российских звезд Секреты похудения Утяшевой, Асмус, Волочковой и других ярких российских звезд

Как стройнеют самые известные красавицы

Cosmopolitan
Как понять свою роль в отношениях? Разобраться поможет психодрама Как понять свою роль в отношениях? Разобраться поможет психодрама

Что такое психодрама и как она помогает разбираться в отношениях?

Psychologies
Как внедрять в жизнь полезные навыки, полученные на тренингах Как внедрять в жизнь полезные навыки, полученные на тренингах

Что делать, чтобы не отказываться от наполеоновских планов после тренингов

Psychologies
Мужья, дети и отчаянная борьба за жизнь «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк Мужья, дети и отчаянная борьба за жизнь «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк

Анастасия Заворотнюк проделала сложный путь к семейному счастью

Cosmopolitan
«Мне здесь комфортно»: как разработчик из Тамбова создал глобальную adtech-компанию и никуда не уехал «Мне здесь комфортно»: как разработчик из Тамбова создал глобальную adtech-компанию и никуда не уехал

Hybrid вырос в условиях сжимающегося рынка автоматизированной закупки рекламы

Forbes
В два счета В два счета

Учимся расплачиваться за покупки с помощью QR-кода

Лиза
«Лучше опухоль мозга, чем это»: честный рассказ о жизни с редкой болезнью «Лучше опухоль мозга, чем это»: честный рассказ о жизни с редкой болезнью

Боковой амиотрофический склероз также называют болезнью Хокинга

Cosmopolitan
Не только рак: 7 неочевидных причин резкой потери веса Не только рак: 7 неочевидных причин резкой потери веса

Вес уменьшился без каких-либо усилий. Повод для радости?

Cosmopolitan
«Сестра встречается с моим биологическим отцом»: история одной семьи «Сестра встречается с моим биологическим отцом»: история одной семьи

Если дело касается семейной тайны, страсти могут накалиться до предела

Psychologies
Кому на Руси климатически комфортно Кому на Руси климатически комфортно

Как меняется ощущаемая температура в регионах России

N+1
За последние 25 лет пестициды стали более токсичными для беспозвоночных За последние 25 лет пестициды стали более токсичными для беспозвоночных

Пестициды стали менее токсичными для рыб, млекопитающих и птиц

N+1
4 неожиданных преимущества смеха, названных учеными (давай делать это чаще) 4 неожиданных преимущества смеха, названных учеными (давай делать это чаще)

Четыре причины посмотреть забавное видео и посмеяться

Playboy
Главное – успеть Главное – успеть

Летнее путешествие мечты, которое нужно бронировать прямо сейчас

Лиза
На севере Египта нашли 110 погребений додинастического и гиксосского периодов На севере Египта нашли 110 погребений додинастического и гиксосского периодов

Археологи обнаружили древнеегипетские захоронения возрастом от пяти тысяч лет

N+1
Мария Каллас, любящая и страдающая. Впервые на русском языке выходит книга писем и воспоминаний великой певицы Мария Каллас, любящая и страдающая. Впервые на русском языке выходит книга писем и воспоминаний великой певицы

Письма и воспоминания великой оперной дивы Марии Каллас

СНОБ
Глупость или гениальность Глупость или гениальность

Покупка картинки за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей

Forbes
How do you do, Mr. Domovoy? Вспоминая принца Филиппа, герцога Эдинбургского How do you do, Mr. Domovoy? Вспоминая принца Филиппа, герцога Эдинбургского

Главный редактор «Сноба» о супруге королевы Елизаветы II и о своей встрече с ним

СНОБ
Открыть в приложении