Вокзал как искусство
Каждый день от Ярославского вокзала Москвы отходит поезд № 2 «Россия» и спустя семь суток прибывает во Владивосток. Первое, что встречает прибывающих пассажиров, – это железнодорожный вокзал. И не просто вокзал. Это настоящий памятник русского зодчества.
Нынешнего вокзала могло и не быть. Дело в том, что при проектировке Южно-Уссурийской железной дороги от Владивостока до Графской (Дальнереченск) предполагалось сделать конечной станцию Первая Речка, а к городу, точнее к порту, проложить ветку. Позже в проект было внесено изменение и конечной станцией решили все-таки сделать Владивосток.
В 1891 году при участии цесаревича Николая были заложены железная дорога и вокзал.
Первое здание вокзала строилось по проекту архитектора П.Е. Базилевского. Это было одноэтажное каменное строение. После Русско-японской войны вокзал стал тесным, поэтому было решено его расширить и перестроить. На перестройку вокзала было ассигновано до 250 тысяч рублей.
5 февраля 1912 года состоялось торжественное открытие нового здания вокзала. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русского, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах. На коньке крыши гордо красовался бронзовый двуглавый орел с короной и распростертыми крыльями как символ могущества России.