«Риски существенно преувеличены»
Торговый оборот России со странами Африки в 2022 году составил около 18 млрд долларов, а к 2030 году Россия может нарастить его вдвое. Business Review поговорил с экспертом Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Всеволодом Свиридовым о том, как западные санкции повлияли на сотрудничество стран Африканского континента с Россией, как обстоят дела в торговле с ключевыми партнерами Москвы и какие основные сложности у российского бизнеса возникают при переориентации на рынок Африки.
Одним из основных партнеров России в Африке является Египет, на рынке которого работают около 470 российских компаний. Повлияли ли как-то международные санкции на торговлю между странами?
Санкции, конечно же, осложняют логистику, платежи за поставки, ограничивают конкурентоспособность российского предложения. Анализ открытых источников показывает, что сторонам удалось сохранить товарооборот на уровне предыдущих лет, что в условиях санкций уже достижение. Ключевое для Египта значение имеют поставки продовольствия, их как раз удалось сохранить.
Затронуло ли политическое давление Запада на власти Египта глобальные проекты, например строительство АЭС «Эль-Дабаа»?
Давление на Египет оказывалось в том числе и по линии МВФ и ВБ, они остаются одними из основных кредиторов республики. Однако строительство АЭС началось летом 2022 года, и это, конечно, послужило позитивным сигналом.
Как обстоят дела с железнодорожным производством, которое хотел развивать в Египте «Трансмашхолдинг»?
«Трансмашхолдинг» уже отгрузил больше половины вагонов по контракту с Египтом и подписал соглашение об их сервисном обслуживании. Ранее речь шла о частичной локализации сборки вагонов на территории Египта, но в итоге контракт будет полностью реализован силами предприятий ТМХ в России и Венгрии.
Второй ключевой стратегической страной для России в Африке называют Эфиопию…
Стратегических партнеров у России в Африке три: это Алжир, Египет и ЮАР, с ними подписаны соглашения о стратегическом партнерстве. Эфиопия — давний дружественно настроенный партнер России, одна из самых динамично растущих экономик Африки. Пока, к сожалению, потенциал российско-эфиопского сотрудничества почти не задействован. Товарооборот не превышает 300–400 млн долларов в год, инвестиционных проектов российских компаний очень мало даже в сравнении с другими странами Африки. Немаловажную роль здесь играет отсутствие у Эфиопии выхода к морю, что требует дополнительных инвестиций в логистику. Однако пример Китая — основного внешнеэкономического партнера Эфиопии — показывает, что при последовательной и системной экономической политике такое возможно.
Какие важные проекты реализовываются между Москвой и АддисАбебой? На какой стадии находится вопрос о строительстве атомной станции в Эфиопии?
Проект по строительству АЭС в Эфиопии пока находится на этапе предварительных согласований. В 2019 году было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере «мирного атома», оно вступило в силу в 2021 году. Это один из самых первых переговорных этапов, у России есть подобные соглашения со многими странами Африки, но зачастую предметных договоренностей за ними не следует.