Курсом на восход
Яхтенный туризм набирает все большую популярность в России. Но этому виду отдыха присущи и проблемы: неразвитая инфраструктура, дороговизна покупки и аренды яхт, суровый климат на большей части территории страны. Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0ud/73a/jqx/cpzij2o7ymxbxanisycjafw/art/82594/wcniuo30.jpg?v=1&temp_url_sig=NoUVWzeznOtOUOOH3afpTg&temp_url_expires=1738958594)
Яхтинг долгое время рассматривался у нас только как спорт. Его продолжают курировать национальные и региональные федерации, занимающиеся подготовкой будущих чемпионов. При этом за последние годы появилось большое количество любителей этого вида активного отдыха на воде. Все это чем-то напоминает историю развития горнолыжного туризма. Как выяснилось, совсем не обязательно участвовать в соревнованиях, чтобы получать удовольствие от катания с горы. Лыжи и сноуборды стали доступны любителям всех возрастов, а склоны и подъемники теперь оборудуют не только в горах, но и в Центральной России.
С чего начать?
Мое знакомство с парусом было, можно сказать, случайным. Я собирался учиться на права на маломерное судно, к которым, как известно, относятся лодки и катера до 20 метров длиной. В московской школе «Морская гавань» мне предложили пройти обучение сразу на моторное судно, гидроцикл и яхту (парусное судно). Онлайн-уроки стоили в 2,5 раза дешевле, чем занятия непосредственно в школе, – около 7 тыс. рублей вместо 17 тыс. Насмотревшись видеороликов и выучив все билеты, я с первого раза сдал теоретический экзамен в ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Вся процедура напоминает экзамен на водительские права в ГИБДД, благо представитель школы помогал с оформлением всех необходимых документов. Серьезная комиссия из трех человек в черной форме ВМФ не делала поблажек, и многие уходили ни с чем. Практическая часть экзамена оказалась еще сложнее.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0ud/73a/jqx/cpzij2o7ymxbxanisycjafw/art/82594/fodfh1ci.jpg?v=1&temp_url_sig=hjo0pNUqTWtRVKRDdHZl5w&temp_url_expires=1738958594)
Где лучше учиться?
В интернете можно найти десятки школ, которые предлагают пройти у них курсы по обучению на права ГИМС. Нужно помнить – экзаменационные билеты у всех одинаковые, и рано или поздно вы их запомните и сдадите. Самое главное – научиться управлять судном, пусть это катер или гидроцикл. На эти два плавсредства хватает обычно одного-двух занятий. Учат швартоваться, то есть грамотно подходить и причаливать к берегу, и спасать утопающего. Сдача экзамена проходит на резиновой лодке с мотором, поэтому и тренироваться лучше на такой же. Практический экзамен я сдал только с третьего раза: то буй, изображающий утопающего, давил, то лодку неправильно швартовал. В итоге я учился у разных инструкторов в разных клубах, отрабатывая эти, казалось бы, простые упражнения до автоматизма. Но сложнее всего было освоить парусную яхту.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0ud/73a/jqx/cpzij2o7ymxbxanisycjafw/art/82594/xxocuv70.jpg?v=1&temp_url_sig=CkCUOUAwLGlnNWo3SEYwGQ&temp_url_expires=1738958594)
Пропуск на яхту
При первой же встрече с сотрудником ГИМС, единственным принимающим экзамен «на парус» в Москве, и запись у которого чуть ли не за месяц, стало понятно, что тут двумя занятиями не отделаешься. Не менее 10 выходов с инструктором на воду было его рекомендацией для нас, новичков. «Где вас учили? Кто вам такое сказал? Утопить лодку и людей на ней я вам не позволю!» – в сердцах сказал Кирилл Анатольевич. Чтобы сдать экзамен, вы должны уметь ставить паруса, отходить от причала, подходить к нему, швартоваться, совершать повороты оверштаг и фордевинд (да, эти названия нужно знать как дважды два). Примерно столько персональных занятий мне и понадобилось, чтобы хоть немного овладеть навыками управления парусным судном, запомнить необходимые термины и названия. Этого хватило, чтобы в итоге получить заветный зачет и через пару недель права, но совсем не означало, что я готов к самостоятельному выходу на воду и – тем более – что я стал капитаном судна.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0ud/73a/jqx/cpzij2o7ymxbxanisycjafw/art/82594/qwbv7ilb.jpg?v=1&temp_url_sig=-C2LeAB6QhlzdgHD5pqoSA&temp_url_expires=1738958594)
Заграница не поможет
Нужно понимать, что без прав на управление маломерным судном, которые выдает ГИМС, вы не можете выходить самостоятельно на воду, будь то река или море. Вас могут в любой момент остановить и при отсутствии документов привлечь к административной ответственности, а судно отправить на штрафстоянку. Предлагаемые некоторыми школами Международные яхтенные права IYT (International Yacht Training) «за 10 дней без специальных навыков и опыта» означает лишь приобретение вами сертификата частной компании, которая находится в Канаде. Есть еще сертификат RYA Королевской яхтенной ассоциации, который выдается в Великобритании и некоторых других странах. Преподавание и экзаменация по системе RYA ведутся только на английском языке, а их сертификаты признаются многими чартерными компаниями за границей. Но эти бумаги не дают вам никаких прав на территории России. – Помню, один мужик гордо рассказывал мне, как он получил аналогичный сертификат после обучения на популярном турецком курорте Мармарисе, – поведал мне забавную историю мой учитель по яхтингу. – Я, говорит, капитан, я все умею. И вот он пытается зайти на швартовку в яхт-клуб и врезается