Какие типажи героев появились в кино за последние 100 лет?

EsquireСобытия

От femme fatale до супергероев и андроидов: эволюция киногероев за последние 100 лет

Текст: Данил Леховицер

Многие любят подводить итоги года. Еще больше — итоги десятилетия. Выбрать личность, событие, феномен, которые могли бы охарактеризовать все десятилетие целиком, — задача трудная. С кино немного легче: каждая декада требует своего экранного героя, сталкивающегося с препятствиями времени. Вместе с IVI мы попробовали определить, какие главные жанры появились за последние сто лет и какие фильмы стали флагманами этих жанров.

1920-е

Femme fatale

Подведенные глаза. Неизменная алая помада. Бледное, как молочная сыворотка, острое лицо. Deadly beautiful. В первых хоррорах раннего Голливуда, как правило снятых немцами-экспрессионистами, перебравшимся в США, появляется образ, который на готический манер называют «женщина-вамп».

Все в нем, на первый взгляд, выдает другую архетипичную героиню кино — femme fatale. Так и есть, роковая женщина провалилась в популярный в конце 1940-х нуар прямиком из фильмов ужасов. Это расхожий, обязательный, временами даже навязываемый сюжет: девять нуаров из десяти рассказывают о хорошем мужчине, соскальзывающем в воронку из-за не очень хорошей, как правило связанной с криминальным миром, женщины. Так, например, было в «Мальтийском соколе» Джона Хьюстона, «Убийцах» Роберта Сиодмака и «Китайском квартале» Романа Полански.

При этом в femme fatale парадоксально уживались эмансипационистский посыл и male gaze: киноиндустрией заправляли мужчины, поэтому образ роковой красотки пытался в доступных им терминах определить женскую (или, как им виделось, инфернальную) природу неповиновения патриархальному строю. Сейчас образ femme fatale ладно встраивается в фем-риторику и поддается современной редакции: вспомним дилогию «Девушку с татуировкой дракона» или — почему бы и нет — «Лару Крофт».

1930-е

Padrino

Padrino или capo di tutti capi (босс всех боссов) — так называют глав американско-итальянских мафиозных семей. Популярность жанра росла пропорционально реальному распространению влияния криминальных организаций. Первыми темными героями американского кинематографа стали гангстеры-налетчики — из современного вспомним продолжателей традиции: «Джонни Д.», «Охотники на гангстеров» и «Легенду». Затем зритель заинтересовался бутлегерами — здесь культовые «Закон ночи» и «Неприкасаемые». Наконец, прекрасно чувствующими себя и сегодня мафиозными кланами, — и тут уже обратившаяся в мрамор классика вроде саги о «Крестном отце» или «Славных парней».

Анализируя популярность тропов о серийных убийцах (о них чуть ниже), киновед Робин Вуд писал, что персонажи-антагонисты привлекают зрителя смелостью, которой ему не хватает: бросить вызов системе, нарушить ее законы, вести жизнь ренегата. В этом смысле мафиози были воплощением темной стороны американской мечты, хищнического капитализма, принципа «грабь награбленное». В глубине души не один и не два американца хотели чеканить фразы в духе Вито Корлеоне и грести деньги лопатой, как это делали персонажи фильмов Скорсезе (ну, перед тем как сесть в тюрьму).

1940-е

Ковбой-наемник

В плане долголетия вестерн напоминает роман: еще с 1960-х филологи по всему миру водят траурные хороводы, предвещая закат романной формы, но она и поныне прекрасно себя чувствует. Трудно припомнить более живучий, не жалующийся ни на артрит, ни на хромоту жанр, который вот уже почти сотню лет не сходит с больших экранов. Под стать главной фигуре жанра — Клинту Иствуду, не желающему слезать с седла.

Вестерн был тем жанром, который можно смотреть сразу на двух уровнях: с початой бутылкой газировки и попкорном или открытой в телефоне Википедией (если вам интересен заплыв в историю расширения фронтира). Вестерн кажется чем-то большим, чем чехарда из ковбоев и индейцев, магнумов и кольтов: первые фильмы были попыткой осмыслить и героизировать американское прошлое; показать исключительно юридическую эволюцию места, где нет правил и все дозволено — и теперь превратившегося в одну из самых могущественных стран мира.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гай Фокс и Пороховой заговор: как появился самый узнаваемый символ протестов Гай Фокс и Пороховой заговор: как появился самый узнаваемый символ протестов

Вспоминаем, как образ Гая Фокса был увековечен в поп-культуре

Esquire
Секс во славу богов: невероятная история храмовой проституции Секс во славу богов: невероятная история храмовой проституции

Как проституция превратилась из священного ритуала в позорное ремесло?

Maxim
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Великолепная тридцатка и вратарь Великолепная тридцатка и вратарь

Владимир Зеленский — о перевороте и о захвате

СНОБ
Интроверты​​​​ Интроверты​​​​

Как использовать особенности своего характера

kiozk originals
Быть шаолиньским монахом: почему рынок приложений для медитации переживает бум Быть шаолиньским монахом: почему рынок приложений для медитации переживает бум

С чем связан бум приложений для медитации?

Forbes
С чистого листа С чистого листа

Филипп Киркоров — о своей семье, стиле и провокационных шоу

OK!
В подвале чешского дома обнаружили братскую могилу с жертвами битвы под Аустерлицем В подвале чешского дома обнаружили братскую могилу с жертвами битвы под Аустерлицем

Чешские ученые исследовали останки жертв битвы под Аустерлицем

N+1
«Женам тут не место»: читаем эксклюзивный отрывок из книги «Дом Гуччи» «Женам тут не место»: читаем эксклюзивный отрывок из книги «Дом Гуччи»

Отрывок из книги Сары Форден, которая легла в основу киноистории «Дом Гуччи»

РБК
Безумный Мадс: почему всем нравится Миккельсен — главный датский актер Голливуда Безумный Мадс: почему всем нравится Миккельсен — главный датский актер Голливуда

Зрителя он одурманил в сериале «Ганнибал», а Голливуд в фильме «Еще по одной»

Esquire
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда? «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда?

Нельзя заставить кого-то обидеться без его согласия?

Psychologies
Ментор для бизнеса: зачем фаундеру наставник Ментор для бизнеса: зачем фаундеру наставник

Чем занимается ментор и как он помогает фаундеру?

Inc.
Груды бетона: почему фильм «Медея» Александра Зельдовича получился мизогинным Груды бетона: почему фильм «Медея» Александра Зельдовича получился мизогинным

Как фильм про женскую свободу обернулся историей болезни убийцы

Forbes
Эти страшные фемки. Почему феминисток в России травят за внешность Эти страшные фемки. Почему феминисток в России травят за внешность

Откуда растут ноги стереотипизации о том, что феминистки страшные?

СНОБ
Меткие заимствования, стритвир Louis Vuitton и самые желанные кроссовки: модные феномены Вирджила Абло Меткие заимствования, стритвир Louis Vuitton и самые желанные кроссовки: модные феномены Вирджила Абло

Самые яркие моменты, за которые мода благодарна Вирджилу Абло

Esquire
Павел Антокольский Павел Антокольский

Поэт Павел Антокольский глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Почему измена не повод для развода Почему измена не повод для развода

Почему измена помогает обоим партнерам стать лучше?

Psychologies
Как заплатить фрилансеру: десять сервисов Как заплатить фрилансеру: десять сервисов

Как можно упростить работу с фрилансерами, хоть и не бесплатно

VC.RU
Полина Ауг: «Моё тело точно такой же инструмент, как мой голос, мое лицо» Полина Ауг: «Моё тело точно такой же инструмент, как мой голос, мое лицо»

Актриса Полина Ауг — о буллинге в школе и советах от мамы

Cosmopolitan
Волшебный топ: 7 отличных фильмов про магию и колдовство Волшебный топ: 7 отличных фильмов про магию и колдовство

Многим хочется верить в сказки, поэтому мы собрали для вас 7 колдовских фильмов

Cosmopolitan
«Я тебя недостоин»: что значат некоторые фразы мужчин «Я тебя недостоин»: что значат некоторые фразы мужчин

Что на самом деле хочет сказать мужчина

VOICE
5 ошибок Анастасии Постригай, основательницы OpPopArt 5 ошибок Анастасии Постригай, основательницы OpPopArt

Компании нельзя делать финансовые отчеты на коленке, а основателю — быть робким

Inc.
О чем вам говорит ваш гнев О чем вам говорит ваш гнев

Гнев может быть полезным, если мы научимся понимать, о чем он говорит

Psychologies
Гастрономическая карта Гастрономическая карта

Гастрономические удовольствия – неотъемлемая часть любого путешествия

Лиза
«Карандаш в стакане»: пять страшилок, которыми пугают женщин за 40 «Карандаш в стакане»: пять страшилок, которыми пугают женщин за 40

Чем мужчины любят пугать женщин, возраст которых перевалил за 40

Cosmopolitan
8 типов прыщей, которые нельзя давить никому и никогда 8 типов прыщей, которые нельзя давить никому и никогда

Можно ли давить самостоятельно и какие прыщи категорически нельзя трогать

Cosmopolitan
«Искусственный интеллект в медицине» «Искусственный интеллект в медицине»

Машинное обучение все чаще находит применение в медицине

N+1
Сила притяжения Сила притяжения

Эдгардо Озорио – о моде, транслирующей энергию счастья на максимальной громкости

Harper's Bazaar
Журналисты Washington Post провели расследование выступления Трэвиса Скотта. Они пришли к выводу, что к трагедии привели ошибки организаторов Журналисты Washington Post провели расследование выступления Трэвиса Скотта. Они пришли к выводу, что к трагедии привели ошибки организаторов

Расследование трагедии на выступлении Трэвиса Скотта, где погибли 10 человек

Esquire
Ксении Собчак — 40! Вспоминаем самые яркие скандалы с участием «блондинки в шоколаде» Ксении Собчак — 40! Вспоминаем самые яркие скандалы с участием «блондинки в шоколаде»

Имя Ксении Собчак уже много лет является синонимом скандала

Maxim
Открыть в приложении