Эти страшные фемки. Почему феминисток в России травят за внешность
Ни один пост о феминизме не обходится без комментариев типа «феминистки некрасивые». Причем чаще всего подобные оскорбления используются в качестве весомого аргумента, обесценивающего слова и действия всего фемдвижения. Саша Чернякова размышляет, почему это можно считать настоящей травлей и откуда растут ноги такой стереотипизации
Сколько бы хейта мы ни читали под постами, суждения о внешности задевают по-особенному. Феминисткам здесь снова «повезло». Судя по количеству комментариев с хлестким «страшная», бороться за свои права в России могут только некрасивые женщины. Конечно, под постами о феминизме встречаются другие комментарии. «Да ей просто мужика хорошего надо», «Вот замуж выйдет, и весь этот феминизм как рукой снимет», «В России уже равноправие, за что вы боретесь? А вот в Афганистане/Индии…», «Феминитивы — насилие над языком», «Просто сейчас этот феминизм в моде» и так далее. Но если размышления о личной жизни могут быть надуманны и больше говорят о самих авторах, предлагающих решать все проблемы членом, а комментарии про уродливость феминитивов и неактуальность феминизма в России способны привести к дискуссии, то слова в адрес внешних данных целенаправленно уязвляют: вас оценили и публично вынесли вердикт.
У большинства россиян в голове есть четкий образ феминистки: страшной, сексуально неудовлетворенной, одинокой мужененавистницы, которой в жизни совершенно нечем заняться. Работа здесь не в счет, ведь в нашем обществе женщина считается по-настоящему успешной, только если у нее, кроме этой самой карьеры, есть муж и дети.
И эта «некрасивая фемка» вовсе не борется за права женщин (ведь, по мнению комментаторов, с равноправием в России все в порядке), а только вредит традиционным ценностям и нормам общества. Использует феминитивы, отращивает волосы на теле и всячески ущемляет белых цисгендерных мужчин, которые «уже рот боятся раскрыть с этой вашей новой этикой» и вообще фрустрированы, потому что не знают, пропускать ли женщину вперед и подавать ли ей пальто.
Конечно, такой собирательный портрет феминистки имеет мало общего с реальностью и вообще оскорбителен, зато прекрасно демонстрирует, насколько общество все еще плохо понимает, что такое феминизм и за что в действительности борются феминистки в той же России: с повсеместными проблемами домашнего и сексуализированного насилия, домогательствами, гендерным разрывом в карьере, вмешательством в репродуктивные права женщин и многими другими вещами.
Примечательно здесь даже не невежество критиков феминизма, а способы, которые они используют: насмешки, обесценивание и оскорбления с переходом на личности — этакий детсадовский подход в споре, когда аргументов не осталось, а значит, самое время уязвить оппонента чем-то по-настоящему обидным вроде «очкарик» или «жирная». И главным среди этих оскорблений в сторону феминисток становится простое и колкое «страшные». Причем используют эти методы как мужчины, изо всех сил пытающиеся защитить родной сердцу и столь удобный для них патриархальный строй, так и женщины, всячески открещивающиеся от неодобряемого в обществе феминизма и воспринимающие как личное оскорбление хоть какую-то причастность к нему.