От елки до нейросети: как вызвать у ребенка интерес к науке
В канун Нового года научных елок и развлечений становится все больше. Как увлечь ребенка наукой и выбрать “правильную” научную елку, нужно ли говорить с детьми об актуальных новостях науки – об этом мы поговорили с куратором новогодней программы Политехнического музея Марией Белиогловой.
Мария, как вы думаете, нужно ли торопиться знакомить детей с технологиями, нейросетями, большими данными?
— Конечно, нет. Это примерно как пытаться объяснить маленькому ребенку, что такое интеграл. Согласитесь, это крайне бессмысленное занятие. Зачем? А вот в принципе говорить с детьми о науке, о научных открытиях, о современных достижениях — да. При этом диалог чаще всего начинает именно ребенок в силу своего природного любопытства, а задача взрослого — грамотно и просто ответить на вопрос.
Есть Политех, есть другие музеи и кружки, которые рассказывают о технологиях так, чтобы восьмилетний ребенок понял, что в основе программирования лежат достаточно простые функции, а двоичная система – это не очень сложно.
Как увлечь ребенка наукой?
— Нельзя увлечь ребенка насильно, скорее стоит поощрять любопытство и следовать тем интересам, которые есть у ребенка. Главный двигатель науки – это любознательность. Если интерес есть, стоит его поддержать.
С какого возраста следует начинать обучать ребенка науке и знакомить с технологиями?
В тот момент, когда ребенок задаст вопрос. Вообще вы “начинаете обучать” ребенка науке даже в тот момент, когда он роняет погремушку и она все время падает на пол, а почему-то не взлетает вверх. А знакомите с технологиями, когда включаете свет или заряжаете свой мобильный телефон. Да сейчас популярна формулировка “наука - это интересно”, хотя я бы скорее сказала “наука - это честно”.