От ада до рая. История русской иконы
Один из главных символов Руси, желанный объект коллекционеров и антикваров и предмет контрабандных сделок. Чем на самом деле была икона для наших предков и какое значение имела? Зачем продавцы икон придумали свой собственный язык и существовали ли образа, написанные в самой преисподней? Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву И — о роли иконы в жизни и культуре России.
Икона и жизнь
В древности иконы сопровождали жизнь человека — их располагали на самом почетном месте в доме, над воротами при въезде в город, в церквях и храмах. С течением времени иконы стали шире входить в быт, например, их устанавливали на перекрестках дорог и у колодцев. Перед иконами молились и клялись. Перед любым важным начинанием или обрядом — крещением, свадьбой, отпеванием, сборами в дальнюю дорогу — обязательно обращались к иконе.
В России даже возник абсолютно уникальный в мировой практике обычай — написание мерных (или родимых) икон. Судя по всему, новатором стал Иван Грозный, который после смерти своего первенца приказал при рождении остальных детей снимать с них мерку и по ней писать икону со святым покровителем. Получалась неформатная длинная и узкая икона. Сегодня эта традиция переживает второе рождение, но, надо сказать, что мейнстримом она никогда в России не была. Во-первых, икона — это достаточно дорого, а во-вторых, в те времена четверть младенцев не доживали до года. Зачем заказывать что-то дорогое, если оно может и не пригодиться? Мерные иконы — это в первую очередь традиция царской, а после императорской семьи. И лишь изредка мерные иконы заказывали знатные и богатые люди.
Что же до крестьянской жизни, то без икон не делалось буквально ничего. Чтобы собрать богатый урожай, в праздник Благовещения перед иконой Богородицы ставили кадку с зерном, предназначенным для посева, и молились об урожае. Покровителю скотоводства, святому Георгию, молились весной, перед тем как в первый раз в году вывести скотину на улицу. Рыбаки в Петров день обязательно ставили свечку перед иконой покровителя рыболовства — святого Петра. И этот список можно продолжать бесконечно долго.
Особую роль образа играли при вступлении в брак. Иконами благословляли каждое действие. При сватовстве, при сговоре о приданом, при венчании и после свадьбы. Если молодожены переезжали в свой дом, что бывало очень редко, то в почетном красном углу обязательно ставили те иконы, которыми благословляли молодых при венчании. Это могли быть и новые, специально написанные по случаю образа, и семейные венчальные, которыми благословляли еще далеких предков. Кстати, иконы обязательно открывали список вещей, которые семья давала за невестой.
Помимо списка приданого, иконы открывали еще один — завещание. В нем подробно указывалось, кому что достанется после смерти владельца. Венчальные или благословенные образа, передаваемые по наследству, часто становились семейными реликвиями и бережно хранились поколениями потомков.
Грамота для неграмотных
Помимо, скажем так, хозяйственно-благословительной функции, икона была чем-то вроде книги. Крестьян в подавляющем большинстве грамоте не обучали, и поэтому Библию они прочитать не могли. Все знания о вере предков они получали от родителей, которые в свою очередь передавали им то, что услышали от своих родителей и от местного священника в виде проповедей. А иконы — те, что назывались житийными, — играли важную роль в подкреплении и запоминании этих знаний.
На таких иконах вокруг средника — центрального изображения святого — изображались главные сцены из его жизни. Читать их следовало как текст: слева направо и сверху вниз. Первая сцена в верхнем левом углу обычно показывает рождение, затем идут эпизоды детства, многочисленные деяния и другие эпизоды жития. Внизу — смерть праведника и посмертные чудеса. Неграмотный человек мог вести пальцем по иконе, вспоминая проповеди батюшки и рассказы родных. Получалось что-то вроде комикса.
Эксперименты и развитие иконописи на Руси
Иконы, как и все, что было связано с религией, от Библии и до храмовой архитектуры, пришли в Россию из Византии. Соответственно, все каноны и принципы иконописи тоже заимствованы. Непрофессионал, скорее всего, вообще не сможет отличить греческие иконы того времени от русских. Более того, некоторая часть самых древних и почитаемых на Руси икон создана греками. Так, один из самых известных русских мастеров конца XIV начала XV века Феофан Грек — византиец, приехавший на Русь писать иконы и расписывать храмы.
Однако по мере накопления знаний и с возникновением большого количества центров росписи икон русские мастера, отвечая на вызовы времени, начали экспериментировать со стилистикой и способами передачи образов. Яркий пример этого процесса — Андрей Рублев и его знаменитая «Троица».
Рублев совершенно по-новому и очень лаконично решил давнюю проблему, стоявшую перед мастерами. Как изобразить Триединство, если Господь непознаваем и неизобразим? Кто-то шел по простому пути — брал сюжет из Библии и максимально подробно переносил его на икону. Получалось в духе все тех же житийных икон: вот в углу сцена заклания тельца, вот трапеза, вот Авраам.
«Троица» Рублева идет другим путем. Она дает подсказки крайне экономно. Вместо внушительной трапезы и вкушающих ангелов — всего одна чаша на столе, вместо сцены, в которой Авраам встречает ангелов в Мамврийской дубраве и падает на колени, — скромный дуб на заднем плане, который выглядит практически как веточка. На гостеприимство Авраама указывает схематично изображенный домик. В картине нет движения, ангелы молча и возвышенно сидят вокруг стола, образуя круг, а их взгляды устремлены в вечность.