Истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста

ЛизаБизнес

«Хочу управлять электропоездом!» Спецрепортаж к 8 Марта

В мире почти не осталось исключительно мужских профессий. И истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста, только доказывают этот факт

Текст: Махаббат Сердалина

Cейчас на поездах Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в Москве, области и регионах работают 1200 машинистов и столько же их помощников. В будущем потребность в кадрах будет только расти – идет подготовка к запуску двух новых диаметров, МЦД-3 и МЦД-4. Для работы на этих проектах компания проводит дополнительную подготовку 300 машинистов и набирает 700 помощников, среди которых могут оказаться и девушки. В ЦППК такие счастливицы уже есть! Мы попросили их рассказать, почему они решили пойти в эту сложную профессию, как шли к мечте и приняла ли семья их выбор.

Анастасия Маслова

Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами.

Я родилась в Москве. В моей семье никто не был связан с железной дорогой, меня просто с детства привлекала романтика поездов. Однако я никогда не думала, что когда-то сама смогу стать частью этого интересного мира. После школы поступила учиться на экономиста в Плехановскую академию. После работала по специальности два года. Тогда и поняла, что мне не подходит работа в офисе с бумагами. В этот переломный момент увидела статью в газете о наборе на обучение профессии «машинист». Информация показалась интересной, но все же я мечтала именно о пригородном транспорте, поэтому пропустила ее. Через пару дней друзья сообщили, что в ЦППК тоже есть возможность для девушек пройти обучение. Вот тогда пошла, не задумываясь, – ведь это было именно то, чего я хотела. Мой молодой человек тоже машинист, поэтому он во всем меня поддерживает. Например, во время обучения мне было страшно – не спала ночами, боялась, что что-то не выучу, забуду. Но благодаря его заботе и поддержке близких все получалось.

Когда началась практика, я ощутила всю ответственность этой профессии. Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами. Но так было только поначалу, коллеги-машинисты поддерживали меня и с пониманием реагировали на вопросы – объясняли, если мне что-то было непонятно. Сейчас я управляю поездами на Савеловском и Белорусском направлениях намного увереннее.

За время работы были разные случаи. Помню, однажды женщина перебегала пути прямо перед отправляющимся поездом, и если бы не моя внимательность и быстрая реакция, произошло бы непоправимое.

В начале февраля я сдала внутренний экзамен на профессию «машинист электропоезда». В перспективе – сдать экзамен в Ространснадзоре и получить права на управление подвижным составом. Так что скоро еще на одну женщину-машиниста в ЦППК станет больше.

Вера Белоус

Пару раз уходила с обучения в слезах.

Я родилась в Ростовской области. От железнодорожной тематики была далека, но мне нравилась техника – любила проводить время с папой в гараже. Так уж вышло, что сначала отучилась на юриста. Поработала по специальности и поняла, что душа просит чего-то другого. Я даже не думала о железной дороге, но потом на глаза мне попалось интервью с девушками-машинистами. И я загорелась идеей. В Ростове ускоренных курсов по обучению на эту специальность не нашла – только длительное высшее или среднее образование. Поэтому позвонила в Колледж московского транспорта, где мне сказали, что хотя набор в группу закончен, если потороплюсь и приеду на этой неделе, меня возьмут. Я успела.

Несмотря на то, что уже два года девушки и женщины работают помощниками и машинистами на электропоездах, реакция людей на эту профессию совершенно разная. Мои родители, например, сначала были в шоке, но когда приехали и увидели, как обстоят дела, многое поняли и перестали волноваться.

Теория мне давалась легко. Сложно стало, когда началась практика. Вокруг было много мужчин, которые, казалось, разбирались во всем шустрее. Я же была только после обучения, поэтому робела и терялась перед элементарными задачами. Пару раз уходила с «дублерки» в слезах. («Дублерка» – это практическое обучение на настоящих поездах, которые ходят по маршруту. Ученики на этих уроках выполняют роль дублера помощника машиниста. – Прим. ред.) Однажды, когда помощник машиниста рассказывал про неисправности, мне показалось, что все слишком быстро и очень сложно.

Я призналась, что, наверное, никогда не смогу освоить эту науку. В ответ услышала: «Пару лет назад, выходя на работу, я говорил то же самое. Успокойся, у тебя все получится». И он оказался прав. Свою первую поездку в качестве помощника машиниста, а не его дублера, запомнила хорошо. Это было в ноябре 2022 года. Сильно волновалась, думала: «Сейчас обязательно что-то начнется». И, действительно, началось... Но я не запаниковала, отработала блестяще – в слаженной связке с машинистом.

Сегодня все мои мысли заняты дальнейшим обучением на машиниста. Я наконец поняла, в чем мое призвание, поэтому пока не ищу отношений.

Анастасия Козияткина

Мужчины в группе на обучении подшучивали надо мной. Спрашивали, не сломаю ли я ногти?

Любовь к железной дороге мне передалась по наследству. Моя мама там работала и часто брала меня с собой в поездки. Равномерный стук колес, ароматный сладкий чай из стакана в красивом подстаканнике, мелькающие за окном пейзажи – для меня все это было чудом. После школы я поступила в Сельскохозяйственный университет им. Тимирязева, или Тимирязевку, и параллельно устроилась билетным кассиром в ЦППК.

Пойти дальше меня мотивировали статьи о женщинах-машинистах, которые своим примером доказали, что это больше не исключительно мужская профессия. Все больше ловила себя на мысли, что хочу, как они – управлять электропоездом. Стала интересоваться, как попасть на обучение. Реакция мужа на мою новую мечту была бурной. Он не хотел, чтобы я шла в такую сложную профессию. Его пугало и то, что вокруг будут одни мужчины. Но такая позиция не заставила меня отступить. Продолжая работать кассиром в ЦППК, стала учиться профессии помощника машиниста.

Технической информации было много, как и незабываемых впечатлений от поездок. Мир из кабины электропоезда выглядит другим. На обучении в группе действительно были одни мужчины. Они иногда подшучивали надо мной. Например, спрашивали, не сломаю ли ногти, нажимая на тумблеры пульта управления? Не сломала! Ни одного! Единственное, что изменилось, – стиль маникюра. Тогда я любила яркий, а сегодня длину делаю короче, а цвета – темнее.

Сейчас я получила права на управление электропоездом и в перспективе могу самостоятельно водить составы. Муж в процессе обучения поменял свое отношение – стал лояльнее, а моя четырехлетняя дочка Настенька – самая главная моя фанатка, мой талисман. Перед выходом на смену всегда ее обнимаю, а она желает мне счастливого пути. Свободное время у меня теперь тоже связано с электропоездами – дочери нравится прогуливаться вместе со мной до ближайшей к нам станции Балабаново, смотреть на красивые электрички и махать машинистам. Дома ее самая любимая игрушка – большая железная дорога. Часто мы вместе с удовольствием катаем поезда по игрушечным рельсам.

Анастасия Матяш

Ради новой работы пришлось пожертвовать длинными локонами.

Я родилась в семье военных, служила несколько лет в силовых структурах. Но всегда хотелось чего-то более необычного. Поэтому в 2012 году пришла в ЦППК. Работала сначала билетным кассиром, после – кассиром-контролером.

В 2021-м прочитала интервью девушек, которые стали помощниками машинистов электропоезда, и тоже захотела. Я рада, что у женщин появилась возможность проявить себя в этой профессии.

Сейчас с уверенностью могу сказать, что с гордостью иду на работу и наслаждаюсь ею! Теперь меня не мучает чувство, что в жизни «что-то не так». Правда, ради новой работы пришлось пойти на некоторые жертвы. Нельзя на службе распускать волосы – их надо убирать в гладкую прическу. Еще нельзя носить яркий макияж. Но я от таких запретов не страдаю. Помощник машиниста – это сложная работа. Приходится много взаимодействовать с металлом, механизмами. Тут нет времени показывать себя. Однако такой подход не мешает оставаться женщиной, ведь надо держать марку.

Иногда в нашей работе происходят опасные и стрессовые ситуации. Например, на моем направлении после новогодних праздников нетрезвый мужчина упал между поездом и платформой за несколько секунд до отправления поезда. Приложили все усилия, чтобы экстренно его вытащить – все получилось.

Такие случаи только подтверждают, что привлечению внимания к безопасности на дорогах надо уделять больше времени. Сейчас я участвую в проекте ЦППК «Железная дорога детям» – просвещаю школьников родного Орехово-Зуево и соседних населенных пунктов. Для меня это важно в первую очередь как для мамы, ведь моей дочери Ксении 8 лет. Дома я ей тоже рассказываю, как правильно переходить через пути: только в предназначенных для этого местах, не спешить и быть внимательной.

Мой супруг Артур тоже работает в ЦППК. Он – машинист. Мы, собственно, и познакомились на работе. Зимой я вышла ненадолго из кабины на конечной станции в одной кофточке, и Артур, который работал в другой бригаде, сделал мне замечание. Такая забота послужила началом нежных отношений. Когда сказала о решении обучаться дальше и тоже стать машинистом, муж спокойно воспринял эту информацию. Сейчас после смены мы часто обсуждаем рабочие ситуации, а если у меня выдался трудный день – муж всегда обнимет и пожалеет.

Екатерина Леонтович

Путь к профессии был непростым.

Мой дедушка был железнодорожником, а сама я родилась в легендарной Кубинке – подмосковной колыбели авиации. С юного возраста я пробовала себя в разных профессиях. Например, после школы хотела стать архитектором и, чтобы заработать денег на мечту, работала в пекарне – лепила настоящие шедевры из теста. Когда в 2005-м появился на свет любимый сын Влад, нужно было думать о финансовой стабильности. Тогда я успела поработать продавцом, менеджером и секретарем. В 2011 году пришла в ЦППК – и вот уже 12 лет в компании. Сначала работала кассиром-контролером, потом выросла до инструктора участка. В марте 2021 года стала помощником машиниста.

Путь к профессии был непростым. Пришлось на практике изучить подвижной состав и продемонстрировать упорство и силу характера. Претендентов оценивали, не делая скидок на пол и возраст, – помощниками машиниста могут быть только лучшие! Коллеги, друзья и родные меня очень поддерживали, за что им благодарна!

Закончив обучение и получив профессию, я закрепила знания практической работой в депо. Почти два года я помогала управлять поездами ЦППК на Белорусско-Савеловском направлении. В этой профессии меня вдохновляет потрясающий вид из окна, который открывается во время поездок. Кроме того, восхищение вызывает чудо техники – современный электропоезд. В работе с ним требуется огромное внимание и высочайшая профессиональная подготовка, ведь в кабине поезда почти столько же тумблеров, датчиков и кнопок, сколько у пилота в самолете.

В январе прошлого года я решила продолжить обучение. Летом получила права на управление подвижным составом и скоро самостоятельно буду работать машинистом. У меня уже подрастает молодая смена – 17-летний сын Владислав учится на втором курсе в Российском университете транспорта по специальности «устройство и ремонт локомотивов». Возможно, в будущем он тоже решит получить квалификацию помощника машиниста.

Фото: PR.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В носочках и под музыку В носочках и под музыку

6 приемов для лучшего секса, доказанные наукой

Лиза
Эволюция в банках: как Open Banking изменит жизнь каждого Эволюция в банках: как Open Banking изменит жизнь каждого

Как Open Finance изменит нашу жизнь, в своей колонке рассуждает основатель Yango

Forbes
Правило № 70: Обвиняемый, встаньте Правило № 70: Обвиняемый, встаньте

Коуч Алексей Ситников продолжает объяснять принцип действия законов кармы

Tatler
Александр Долгих. Значение цифр Александр Долгих. Значение цифр

Об относительности скорости

4x4 Club
5 видов психологического насилия 5 видов психологического насилия

Газлайтинг, неглект — слова, за которыми скрывается боль и разочарование

Добрые советы
Тайская весна Тайская весна

На тайских курортах незабываемые впечатления весной обеспечены

Лиза
Возраст и рацион: как с помощью диеты сохранить активность и здоровье Возраст и рацион: как с помощью диеты сохранить активность и здоровье

Есть ли взаимосвязь возраста и режима питания?

РБК
Бесполезные советы Бесполезные советы

7 популярных лайфхаков в уборке, которые на самом деле не работают

Лиза
Почему мы так боимся клоунов: 8 частых причин Почему мы так боимся клоунов: 8 частых причин

Мы боимся клоунов не только из-за Пеннивайза и ему подобных

Psychologies
Русские красавицы, покорившие сердца голливудских звезд Русские красавицы, покорившие сердца голливудских звезд

Не зря говорят, что в России самые красивые женщины!

VOICE
Таяние Гренландии приближается к точке невозврата Таяние Гренландии приближается к точке невозврата

Таяние Гренландского ледового щита, скорее всего, остановить уже не удастся

ТехИнсайдер
«Макияж — право, а не обязанность»: что произойдет, если перестать краситься, — личный опыт «Макияж — право, а не обязанность»: что произойдет, если перестать краситься, — личный опыт

Почему можно отказаться от косметики и к чему это может привести?

Psychologies
Что можно сажать в марте: ранняя подготовка к богатому урожаю Что можно сажать в марте: ранняя подготовка к богатому урожаю

Март — идеальный месяц для посадки некоторых культур

ТехИнсайдер
Отцы и дочери: как драма «Солнце мое» стала инди-хитом 2022 года и попала на «Оскар» Отцы и дочери: как драма «Солнце мое» стала инди-хитом 2022 года и попала на «Оскар»

«Солнце мое»: почему авторский фильм нашел популярность и у массового зрителя

Forbes
Стоп, не снято: 5 звезд, которые умерли в разгар съемок фильма Стоп, не снято: 5 звезд, которые умерли в разгар съемок фильма

Трагические случаи, в которых звезды внезапно умирали в разгар съемок

VOICE
Боль и слова Боль и слова

Актеры сериала «Содержанки» – о любви

Новый очаг
Да будет свет! Да будет свет!

Как сделать темную комнату светлее и уютнее? Несколько секретов

Лиза
Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием

В России миллионы пострадавших от насилия, и в основном это женщины

Forbes
Ирина Шейк показала лучшие Ирина Шейк показала лучшие

Ирина Шейк обнародовала яркие кадры своих командировок по миру

VOICE
На темной стороне: как развитие ИИ влияет на уровень кибербезопасности На темной стороне: как развитие ИИ влияет на уровень кибербезопасности

Представляя 2023 год через призму кибербезопасности, точно стоит быть оптимистом

Forbes
Бизнес на вечеринках: как пятеро друзей создали вселенную Deep Fried Friends Бизнес на вечеринках: как пятеро друзей создали вселенную Deep Fried Friends

Команда Deep Fried Friends, как сделать из вечеринки настоящий бизнес

Forbes
Зачем черепахам панцирь и могут ли они жить без него? Зачем черепахам панцирь и могут ли они жить без него?

Почему у черепах панцирь?

ТехИнсайдер
Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета

Амелия Эрхарт не боялась новых рекордов, даже если это было слишком рискованно

Forbes
План товарища Жукова План товарища Жукова

Дизайнер Евгений Жуков — о возвращении на родину и о работе в BMW Motorrad

Эксперт
Свой чужой Свой чужой

Как три американских школьника и моряк Пушкин отменили Холодную войну

Weekend
Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США Девять хороших вещей, которые в России и СССР появились раньше, чем в США

В нашей стране было много такого, о чем граждане США долго не могли и мечтать

Maxim
Животные без мозга могут формировать ассоциативные воспоминания Животные без мозга могут формировать ассоциативные воспоминания

У стрекающих есть нервная сеть и этого достаточно для формирования воспоминания

ТехИнсайдер
Как помочь тем, кто находится в кризисной ситуации. 5 советов для родственников, друзей и близких Как помочь тем, кто находится в кризисной ситуации. 5 советов для родственников, друзей и близких

Как поддержать того, кому действительно нужна помощь

СНОБ
След тигра След тигра

Как складывается судьба проекта «Амурский тигр»

Вокруг света
Монархист во главе республики Монархист во главе республики

Гинденбург и представить себе не мог, что превратится в общенациональный символ

Дилетант
Открыть в приложении