Истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста

ЛизаБизнес

«Хочу управлять электропоездом!» Спецрепортаж к 8 Марта

В мире почти не осталось исключительно мужских профессий. И истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста, только доказывают этот факт

Текст: Махаббат Сердалина

Cейчас на поездах Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в Москве, области и регионах работают 1200 машинистов и столько же их помощников. В будущем потребность в кадрах будет только расти – идет подготовка к запуску двух новых диаметров, МЦД-3 и МЦД-4. Для работы на этих проектах компания проводит дополнительную подготовку 300 машинистов и набирает 700 помощников, среди которых могут оказаться и девушки. В ЦППК такие счастливицы уже есть! Мы попросили их рассказать, почему они решили пойти в эту сложную профессию, как шли к мечте и приняла ли семья их выбор.

Анастасия Маслова

Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами.

Я родилась в Москве. В моей семье никто не был связан с железной дорогой, меня просто с детства привлекала романтика поездов. Однако я никогда не думала, что когда-то сама смогу стать частью этого интересного мира. После школы поступила учиться на экономиста в Плехановскую академию. После работала по специальности два года. Тогда и поняла, что мне не подходит работа в офисе с бумагами. В этот переломный момент увидела статью в газете о наборе на обучение профессии «машинист». Информация показалась интересной, но все же я мечтала именно о пригородном транспорте, поэтому пропустила ее. Через пару дней друзья сообщили, что в ЦППК тоже есть возможность для девушек пройти обучение. Вот тогда пошла, не задумываясь, – ведь это было именно то, чего я хотела. Мой молодой человек тоже машинист, поэтому он во всем меня поддерживает. Например, во время обучения мне было страшно – не спала ночами, боялась, что что-то не выучу, забуду. Но благодаря его заботе и поддержке близких все получалось.

Когда началась практика, я ощутила всю ответственность этой профессии. Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами. Но так было только поначалу, коллеги-машинисты поддерживали меня и с пониманием реагировали на вопросы – объясняли, если мне что-то было непонятно. Сейчас я управляю поездами на Савеловском и Белорусском направлениях намного увереннее.

За время работы были разные случаи. Помню, однажды женщина перебегала пути прямо перед отправляющимся поездом, и если бы не моя внимательность и быстрая реакция, произошло бы непоправимое.

В начале февраля я сдала внутренний экзамен на профессию «машинист электропоезда». В перспективе – сдать экзамен в Ространснадзоре и получить права на управление подвижным составом. Так что скоро еще на одну женщину-машиниста в ЦППК станет больше.

Вера Белоус

Пару раз уходила с обучения в слезах.

Я родилась в Ростовской области. От железнодорожной тематики была далека, но мне нравилась техника – любила проводить время с папой в гараже. Так уж вышло, что сначала отучилась на юриста. Поработала по специальности и поняла, что душа просит чего-то другого. Я даже не думала о железной дороге, но потом на глаза мне попалось интервью с девушками-машинистами. И я загорелась идеей. В Ростове ускоренных курсов по обучению на эту специальность не нашла – только длительное высшее или среднее образование. Поэтому позвонила в Колледж московского транспорта, где мне сказали, что хотя набор в группу закончен, если потороплюсь и приеду на этой неделе, меня возьмут. Я успела.

Несмотря на то, что уже два года девушки и женщины работают помощниками и машинистами на электропоездах, реакция людей на эту профессию совершенно разная. Мои родители, например, сначала были в шоке, но когда приехали и увидели, как обстоят дела, многое поняли и перестали волноваться.

Теория мне давалась легко. Сложно стало, когда началась практика. Вокруг было много мужчин, которые, казалось, разбирались во всем шустрее. Я же была только после обучения, поэтому робела и терялась перед элементарными задачами. Пару раз уходила с «дублерки» в слезах. («Дублерка» – это практическое обучение на настоящих поездах, которые ходят по маршруту. Ученики на этих уроках выполняют роль дублера помощника машиниста. – Прим. ред.) Однажды, когда помощник машиниста рассказывал про неисправности, мне показалось, что все слишком быстро и очень сложно.

Я призналась, что, наверное, никогда не смогу освоить эту науку. В ответ услышала: «Пару лет назад, выходя на работу, я говорил то же самое. Успокойся, у тебя все получится». И он оказался прав. Свою первую поездку в качестве помощника машиниста, а не его дублера, запомнила хорошо. Это было в ноябре 2022 года. Сильно волновалась, думала: «Сейчас обязательно что-то начнется». И, действительно, началось... Но я не запаниковала, отработала блестяще – в слаженной связке с машинистом.

Сегодня все мои мысли заняты дальнейшим обучением на машиниста. Я наконец поняла, в чем мое призвание, поэтому пока не ищу отношений.

Анастасия Козияткина

Мужчины в группе на обучении подшучивали надо мной. Спрашивали, не сломаю ли я ногти?

Любовь к железной дороге мне передалась по наследству. Моя мама там работала и часто брала меня с собой в поездки. Равномерный стук колес, ароматный сладкий чай из стакана в красивом подстаканнике, мелькающие за окном пейзажи – для меня все это было чудом. После школы я поступила в Сельскохозяйственный университет им. Тимирязева, или Тимирязевку, и параллельно устроилась билетным кассиром в ЦППК.

Пойти дальше меня мотивировали статьи о женщинах-машинистах, которые своим примером доказали, что это больше не исключительно мужская профессия. Все больше ловила себя на мысли, что хочу, как они – управлять электропоездом. Стала интересоваться, как попасть на обучение. Реакция мужа на мою новую мечту была бурной. Он не хотел, чтобы я шла в такую сложную профессию. Его пугало и то, что вокруг будут одни мужчины. Но такая позиция не заставила меня отступить. Продолжая работать кассиром в ЦППК, стала учиться профессии помощника машиниста.

Технической информации было много, как и незабываемых впечатлений от поездок. Мир из кабины электропоезда выглядит другим. На обучении в группе действительно были одни мужчины. Они иногда подшучивали надо мной. Например, спрашивали, не сломаю ли ногти, нажимая на тумблеры пульта управления? Не сломала! Ни одного! Единственное, что изменилось, – стиль маникюра. Тогда я любила яркий, а сегодня длину делаю короче, а цвета – темнее.

Сейчас я получила права на управление электропоездом и в перспективе могу самостоятельно водить составы. Муж в процессе обучения поменял свое отношение – стал лояльнее, а моя четырехлетняя дочка Настенька – самая главная моя фанатка, мой талисман. Перед выходом на смену всегда ее обнимаю, а она желает мне счастливого пути. Свободное время у меня теперь тоже связано с электропоездами – дочери нравится прогуливаться вместе со мной до ближайшей к нам станции Балабаново, смотреть на красивые электрички и махать машинистам. Дома ее самая любимая игрушка – большая железная дорога. Часто мы вместе с удовольствием катаем поезда по игрушечным рельсам.

Анастасия Матяш

Ради новой работы пришлось пожертвовать длинными локонами.

Я родилась в семье военных, служила несколько лет в силовых структурах. Но всегда хотелось чего-то более необычного. Поэтому в 2012 году пришла в ЦППК. Работала сначала билетным кассиром, после – кассиром-контролером.

В 2021-м прочитала интервью девушек, которые стали помощниками машинистов электропоезда, и тоже захотела. Я рада, что у женщин появилась возможность проявить себя в этой профессии.

Сейчас с уверенностью могу сказать, что с гордостью иду на работу и наслаждаюсь ею! Теперь меня не мучает чувство, что в жизни «что-то не так». Правда, ради новой работы пришлось пойти на некоторые жертвы. Нельзя на службе распускать волосы – их надо убирать в гладкую прическу. Еще нельзя носить яркий макияж. Но я от таких запретов не страдаю. Помощник машиниста – это сложная работа. Приходится много взаимодействовать с металлом, механизмами. Тут нет времени показывать себя. Однако такой подход не мешает оставаться женщиной, ведь надо держать марку.

Иногда в нашей работе происходят опасные и стрессовые ситуации. Например, на моем направлении после новогодних праздников нетрезвый мужчина упал между поездом и платформой за несколько секунд до отправления поезда. Приложили все усилия, чтобы экстренно его вытащить – все получилось.

Такие случаи только подтверждают, что привлечению внимания к безопасности на дорогах надо уделять больше времени. Сейчас я участвую в проекте ЦППК «Железная дорога детям» – просвещаю школьников родного Орехово-Зуево и соседних населенных пунктов. Для меня это важно в первую очередь как для мамы, ведь моей дочери Ксении 8 лет. Дома я ей тоже рассказываю, как правильно переходить через пути: только в предназначенных для этого местах, не спешить и быть внимательной.

Мой супруг Артур тоже работает в ЦППК. Он – машинист. Мы, собственно, и познакомились на работе. Зимой я вышла ненадолго из кабины на конечной станции в одной кофточке, и Артур, который работал в другой бригаде, сделал мне замечание. Такая забота послужила началом нежных отношений. Когда сказала о решении обучаться дальше и тоже стать машинистом, муж спокойно воспринял эту информацию. Сейчас после смены мы часто обсуждаем рабочие ситуации, а если у меня выдался трудный день – муж всегда обнимет и пожалеет.

Екатерина Леонтович

Путь к профессии был непростым.

Мой дедушка был железнодорожником, а сама я родилась в легендарной Кубинке – подмосковной колыбели авиации. С юного возраста я пробовала себя в разных профессиях. Например, после школы хотела стать архитектором и, чтобы заработать денег на мечту, работала в пекарне – лепила настоящие шедевры из теста. Когда в 2005-м появился на свет любимый сын Влад, нужно было думать о финансовой стабильности. Тогда я успела поработать продавцом, менеджером и секретарем. В 2011 году пришла в ЦППК – и вот уже 12 лет в компании. Сначала работала кассиром-контролером, потом выросла до инструктора участка. В марте 2021 года стала помощником машиниста.

Путь к профессии был непростым. Пришлось на практике изучить подвижной состав и продемонстрировать упорство и силу характера. Претендентов оценивали, не делая скидок на пол и возраст, – помощниками машиниста могут быть только лучшие! Коллеги, друзья и родные меня очень поддерживали, за что им благодарна!

Закончив обучение и получив профессию, я закрепила знания практической работой в депо. Почти два года я помогала управлять поездами ЦППК на Белорусско-Савеловском направлении. В этой профессии меня вдохновляет потрясающий вид из окна, который открывается во время поездок. Кроме того, восхищение вызывает чудо техники – современный электропоезд. В работе с ним требуется огромное внимание и высочайшая профессиональная подготовка, ведь в кабине поезда почти столько же тумблеров, датчиков и кнопок, сколько у пилота в самолете.

В январе прошлого года я решила продолжить обучение. Летом получила права на управление подвижным составом и скоро самостоятельно буду работать машинистом. У меня уже подрастает молодая смена – 17-летний сын Владислав учится на втором курсе в Российском университете транспорта по специальности «устройство и ремонт локомотивов». Возможно, в будущем он тоже решит получить квалификацию помощника машиниста.

Фото: PR.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
15 фактов о сериале «Уэнсдэй» 15 фактов о сериале «Уэнсдэй»

Чему Дженне Ортеге училась для роли и как снимали сцены с отрубленной рукой?

ЖАРА Magazine
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Магазин приложений Aptoide: безопасна ли эта альтернатива Google Play? Магазин приложений Aptoide: безопасна ли эта альтернатива Google Play?

Безопасен ли Aptoide?

ТехИнсайдер
По своему желанию По своему желанию

Самые надежные средства контрацепции, о которых ты, возможно, не знала

Лиза
Прикрыл систему: чем запомнился бывший глава ЦИК Владимир Чуров Прикрыл систему: чем запомнился бывший глава ЦИК Владимир Чуров

У Чурова было две задачи и с обеими, на горе институту выборов, он справился

Forbes
«Разговоры с психологом о сокровенном». Отрывок из книги «Разговоры с психологом о сокровенном». Отрывок из книги

О потаенных желаниях, в которых людям сложно признаться себе

СНОБ
Что такое Mazda CX-50 и какое место она занимает в модельной линейке компании Что такое Mazda CX-50 и какое место она занимает в модельной линейке компании

Mazda CX-50 верна философии бренда

4x4 Club
Родившая троих детей Маргарита Родина из «Женского стендапа» рассказала о личной жизни Родившая троих детей Маргарита Родина из «Женского стендапа» рассказала о личной жизни

Маргарита Родина — о женском стендапе и своих детях

VOICE
Живи с комфортом Живи с комфортом

10 правил дизайна интерьера, которые сделают твой дом уютным и комфортным

Лиза
Как в России вынесли первый приговор за p2p-торговлю на криптобирже Как в России вынесли первый приговор за p2p-торговлю на криптобирже

Первое уголовное дело, связанное с p2p-торговлей

Forbes
Анна и черная воронка Анна и черная воронка

Иногда лучший выход из тяжелой ситуации — дать ей поглотить себя

СНОБ
Цой, Сид Вишес и Курт Кобейн: главные фильмы о звездах рок-музыки Цой, Сид Вишес и Курт Кобейн: главные фильмы о звездах рок-музыки

Знаковые фильмы о рок-музыкантах, через которые можно проследить эволюцию жанра

Forbes
«Что увидела Кассандра»: истории женщин, балансирующих на грани нервного срыва «Что увидела Кассандра»: истории женщин, балансирующих на грани нервного срыва

Несколько обычных историй, которые случаются постоянно

Forbes
Неперерабатываемая пластика Неперерабатываемая пластика

Алексей Каллима: искусство мимикрии

Weekend
Похудеть на 30 и 55 кг Похудеть на 30 и 55 кг

Наши героини изменили свою жизнь, чтобы расстаться с лишним весом

Новый очаг
10 причин сходить в кино на «Джона Уика 4», даже если вы не фанат экшен-боевиков (и Киану Ривза) 10 причин сходить в кино на «Джона Уика 4», даже если вы не фанат экшен-боевиков (и Киану Ривза)

4 часть «Джона Уика» опровергает законы не только физики, но и франшиз Голливуда

Правила жизни
Юрий Насонов Юрий Насонов

Как Юрий Насонов бронирует за собой титул «реального пацана»

Собака.ru
Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет

Как с возрастом должна меняться физическая нагрузка?

РБК
Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects

Модель оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства

Позитивные изменения
Садо-мазо в сексе: экзотические увлечения или компенсация внутренних конфликтов? Садо-мазо в сексе: экзотические увлечения или компенсация внутренних конфликтов?

Что на самом деле побуждает людей к увлечению БДСМ?

Psychologies
Посмотрите, каким может быть транспорт в 2050 году! Хотите такое будущее? Посмотрите, каким может быть транспорт в 2050 году! Хотите такое будущее?

Американский эксперт рассказал, каким будет будущее транспорта 2050 года

ТехИнсайдер
Снять боль и улучшить гибкость. 12 упражнений для растяжки спины Снять боль и улучшить гибкость. 12 упражнений для растяжки спины

Предотвратить боль в спине может регулярное выполнение упражнений для растяжки

Лиза
Недостающая деталь пазла: как ChatGPT может улучшить экономику брокеров Недостающая деталь пазла: как ChatGPT может улучшить экономику брокеров

Как ChatGPT помогает создавать дешевый контент

Forbes
Как выбрать летние покрышки: базовые правила Как выбрать летние покрышки: базовые правила

Рассказываем, как надо выбирать летние шины в 2023 году

РБК
Какая водка считается самой вкусной в мире? Какая водка считается самой вкусной в мире?

Ищем лучшую водку в мире!

Maxim
Равнение на «Знамя» Равнение на «Знамя»

Hongqi E HS9 стал чуть ли не первым представителем тяжелого автомобильного люкса

Автопилот
Животные без мозга могут формировать ассоциативные воспоминания Животные без мозга могут формировать ассоциативные воспоминания

У стрекающих есть нервная сеть и этого достаточно для формирования воспоминания

ТехИнсайдер
Почему люди проваливаются под лёд: самые страшные недавние трагедии на замерзших реках Почему люди проваливаются под лёд: самые страшные недавние трагедии на замерзших реках

Почему люди выходят на лед, если знают, что это очень опасно?

VOICE
Не идут дела: 5 актрис, которых настигло «проклятие «Оскара» Не идут дела: 5 актрис, которых настигло «проклятие «Оскара»

Иногда несчастья парадоксальным образом постигают лауреатов премии «Оскар»

Правила жизни
Открыть в приложении